Елена Аникина
Конспект логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи : употребление существительных в форме множественного числа, предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематического слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, дыхания.
Коррекционно-воспитательные задачи Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята посмотрите, у нас гости. Давайте подарим им свои улыбки и пожелаем доброго утра. Улыбнитесь и скажите дружно: «Доброе утро»
Дети встают в круг, произносят слова:
Встанем рядышком, по кругу,
Вспомним правило нашей группы:
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Если нужно отвечать,
Будем руку поднимать.
Звучит аудиозапись жужжания насекомых.
Ребята, вы слышите звук?
Что это за звук? Кто-то ЧТО делает? (Кто-то жужжит)
Кто так жужжит? (Оса, пчела, шмель, жук, муха)
На самом деле сегодня к нам прилетела необычная гостья. Это она жужжит. А кто это, вы узнаете из загадки: (можно отвечать хором)
Всё жужжит, жужжит над ухом надоедливая. муха.
Только муха необычная, а сказочная. Вот она. Вспомните, как ее зовут?
Что с ней случилось, как вы думаете? (Паук поймал муху в паутину)
Давайте поможем Мухе-Цокотухе. Освободим ее. Согласны? Для этого нужно выполнить все задания паука. Готовы? Тогда за дело.
I. Для начала давайте потренируем наши язычки, чтобы красиво и четко проговаривать все слова. А поможет нам в этом веселый кузнечик.
Артикуляционная гимнастика «Я по камушкам скачу»
Какие умелые ваши язычки. Паучку очень понравилась зарядка для язычка. И он разрешает снять одну часть паутинки.
А дальше нас ждет следующее задание.
II. Мы должны оживить одну полянку. Вот она. Но прежде скажите, какое сейчас время года? Правильно. Весной природа оживает, просыпается. Вот и на нашей полянке проснулись трава, цветы. Только жителей полянки не видно. Оказывается, они испугались паука и спрятались. Их нужно найти и сказать, кого вы нашли.
Игра «Оживи полянку»
(Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами)
Ребенок: Я нашла кузнечика
Логопед : Посади кузнечика на камень. Куда посадил кузнечика?
Ребенок: На камень.
- Пчела залетает в гнездо. Куда залетает пчела? (В гнездо)
- Муравей забегает в муравейник. Куда забежал муравей? (В муравейник)
- Бабочка села на красный цветок. Куда села бабочка? (На цветок)
- Комар спрятался под гриб. Куда спрятался комар? (Под гриб)
- Где живет стрекоза? (Около воды) Почему? (Там много комаров и мошек) Куда села стрекоза? (На камыш)
- Какая красивая полянка получилась. Слышите, она ожила.
- А как можно, одним словом назвать всех, кто живет на полянке? Кто это? (Это насекомые)
- Посмотрите, какие они все разные. Давайте сравним насекомых и поиграем в игру «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот» по картинкам
(Развитие словаря антонимов)
Вам нужно закончить мое предложение и сказать наоборот. Обращайте внимание на подсказки вверху картинки:
Майский жук большой, а божья коровка маленькая;
Кузнечик стрекочет громко, а комар пищит тихо;
Гусеница передвигается медленно, а кузнечик быстро;
Бабочка порхает высоко, а паук ползает низко;
Муравей полезный, а муха вредная
Вы так хорошо знаете все о насекомых, что вам можно убрать одну часть паутинки.
III. Пока мы играли, паучок заскучал. Давайте его развеселим и отдохнём.
Логоритмическая песенка
(Развитие координации движений, мелкой моторики, чувства ритма, просодических компонентов)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела, (бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек (останавливаемся и делаем колечки на обеих руках на каждое название насекомых)
З-з-з-з-з-з-з-з (громко в ритм песенке)
Два жука (показать жуков пальчиками)
и стрекоза (показать стрекозу пальчиками)
Как фонарики глаза (делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали (опять бежим по кругу)
От усталости упали (медленно приседаем)
З-з-з-з-з-з-з-з (Тихо в ритм песенке)
Паучку очень понравилась ваша песенка и мы можем убрать еще одну часть паутинки.
IV. Нашу песенку услышали насекомые на полянке и от радости закружились в воздухе. Давайте покажем, как они закружились, а заодно восстановим дыхание. В этом нам помогут волшебные поддувалочки. Но для начала давайте вспомним правила:
Дыхательное упражнение «Поддувалочки»
Воздух носом набираем,
Плечи мы не поднимаем,
Щеки мы не раздуваем,
Губы в трубку собираем.
Воздух с силой выдыхаем.
Логопед раздает поддувалочки. Дети говорят, на кого они будут дуть.
Вы так умело справились с заданием. Паучок наблюдал за вами. Вы не нарушили ни одного правила. Плечи не поднимали, щеки не раздували. Нам можно снять еще одну часть паутинки.
V. Ребята, а для следующего задания паук приготовил нам волшебные картинки.
Он хочет проверить, умеем ли мы играть в игру «Один-много».
Игра «Один-много» (Волшебные картинки)
(Образование множественного числа существительных)
Молодцы! Это задание выполнили без ошибок. Уберем последнюю часть паутинки.
Вы выполнили все задания паука.
Логопед - Паутинки все сорвали,
Цокотуху вызволяли.
И теперь она друзей
Ждет всех в гости поскорей!
Ведь у Мухи-Цокотухи день рождения!
К мухе-Цокотухе на день ее рождения пришло много гостей. Давайте поможем Мухе рассадить гостей за столы.
Дидактическая игра «Просим к столу»
(Развитие слоговой структуры слова, фонематического слуха)
На доске три стола со стульями.
Вам нужно сосчитать, сколько слогов в названии каждого насекомого и посадить их за нужный стол, а помогут вам ромашки на скатерти.
За стол, где одна ромашка, нужно посадить насекомое, в названии которого 1 слог… (жук, шмель)
За стол, где две ромашки, нужно посадить насекомое, в названии которого 2 слога… (муха, комар, оса)
За стол, где три ромашки, нужно посадить насекомое, в названии которого 3 слога… (бабочка, муравей, кузнечик)
Ребята, оказывается Мухе-Цокотухе в этом году исполнилось 100 лет. 100 лет назад К. И. Чуковский написал сказку «Муха-Цокотуха». И до сих пор эта сказка нравится всем детям. А вы любите эту сказку? Давайте поздравим Муху-Цокотуху и прокричим ей: «Поздравляем».
Итог занятия : Ребята, вы сделали сегодня большое дело. Кому мы помогли? Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Что мы делали в самом начале? (Зарядку для язычка. Где мы побывали потом? (На полянке). Кому мы помогли? (Насекомым). Что еще мы делали? (Танцевали и пели песенку). А потом? (Выполняли дыхательное упражнение). Что приготовил паучок в конце, какую игру? (Один-много) Когда освободили муху, что мы сделали? (Рассадили гостей)
На полянке побывали,
Муху мы освобождали
В группу нам идти пора,
До свидания, детвора.