Ольга Александровна Сальникова
Конспект логопедического занятия «Осенние чудеса»
Тема: «Осенние чудеса»
Цель:
- продолжать развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, фонематический слух, учить произносить звук «с», выделять его в словах, определять место звука в модели слова;
-развивать ассоциативное мышление, мелкую моторику рук, побуждать к использованию в активной речи слоа -признаков предметов, явлений;
-вызывать интерес к развивающим играм со звуками, словами;
-воспитывать интерес к родному краю.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Осенние чудеса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Материалы: настенное панно с изображением времен года, сезонного дерева, сказочного Ветерка; серии предметных картинок, материалы к дидактической игре «Что размыл дождь?», ширма, игрушка поросенок, венки с осенних листьев, цветные карандаши, листы бумаги, трафареты.
Подготовительная работа: использование артикуляционных упражнений, дыхательные упражнения: знакомство с особенностями овощей; проведение игр: «Слови звук», «Определи место звука в слове» : разучивание скороговорок про осень со звуком «с».
Ход занятия.
1. Вводная беседа.
Логопед :
-Добрый день, девочки и мальчики! Если отгадаете загадку, узнаете, о чем мы сегодня будем беседовать.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?»-спросим.
Нам ответят : «Это ….» (Осень).
(Логопед просит детей показать картинку-отгадку на магнитной доске).
-Правильно, сегодня мы будем говорить про осень. Осень нам прислала голосовое письмо. Давайте послушаем его.
Звучит в записи голос Осени.
-Добрый день,ребята!
-Это я,Золотая Осень!
-Для вас я имею несколько вопросов
-Для проверки ваших знаний. Поэтому время зря не тратьте, осенние чудеса отгадайте!
Логопед :
-А сможем ли мы отгадать?
-Все про Осень нам нужно знать!
-Письмо прослушаем дальше.
-Может, там подсказки краше.
Голос Осени :
-Я буду сейчас произносить звуки, а вы ребята должны отгадать, какое чудо спряталось за ними.
Логопед :
-Теперь я спокойна, потому что каждый из вас имеет своих помощников-ушки,которые помогут отгадать оснние чудеса.
-Внимательно слушаем, чей это может быть голос или что издает тот или иной звук.
Звучит голос Осени : «у-у-у».
(Логопед слушает разные ответы детей. Показывает на доске картинку сказочного Ветерка. Предлагает детям воспроизвести звук ветра.).
1. Артикуляционная гимнастика.
«Качели»
-Очень любит Ветерок кататься на качелях.
«Постучим язычком в щеку»
-А когда Ветерок разыграется, начинает стучать веточками деревьев в окна.
2. Дыхательная гимнастика «Подуем на тучку».
-А теперь подуем, чтобы поток воздуха попал на тучку. Выдох должен быть сильным, долгим и плавным.
Логопед :
-Подул Ветерок на тучку и покапал с нее дождик. Он размыл изображения на этих картинках.
3. Д / и «Что размыл дождь»
Цель: развивать внимание, фонематический слух, автоматизация правильного произношения звука «с» в словах, формировать навыки звукового анализа (умение определять место звука в модели слова).
Дети рассматривают индивидуальные карточки с точечными силуэтами изображений. Если в названии картинки есть звук «с», обводят карандашом силуэт по точкам. Определяют место звука «с» в словах и отмечают в модели слова.
Логопед :
-Молодцы! Теперь вы можете с легкостью выполнить следующее задание Осени. ( звучит голос : хрю-хрю. Из-за ширмы появляется поросенок).
Поросенок :
-Привет! Я хочу вам помочь. Следующее чудо осени- это то, что растет на огороде и очень вкусное и полезное. Отгадайте, что это? (Овощи).
-А вот и они! (Поросенок дает логопеду корзинку с трафаретами).
Логопед :
-Так это же не овощи, а какие-то дырочки!
4. Упражнение «Нарисуй овощ».
Каждый ребенок самостоятельно рисует овощ с помощью трафарета, разрисовывает его цветными карандашами.
Поросенок :
-Молодцы, ребята, вы настоящие волшебники.
5. Упражнение «Найди нужное».
-А сейчас помогите найти любимый овощ моего соседа Козлика. В названии этого овоща есть звук «с».
(Среди предметных картинок дети выбирают те картинки, в названии которой есть звук «с»).
6. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья осины.
Листья рябины,
Листья тополя,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагают «пальчики по столу).
Логопед :
-Какое второе чудо Осени? (Овощи).
Дети слушают следующую подсказку, голос Осени в записи : «Ах».
7. Упражнеие «Эмоции».
-Попробуйте произнести это короткое слово «Ах» с таким настроением, которое вам подскажут маски.
-Люди часто произносят «Ах» и тогда, когда любуются осенними цветами. С помощью этого слова вы можете угадать названия цветов.
8. Упражнение «Произнеси и угадай цветок».
Дети произносят по очереди звуки. Вспоминают иназывают осенние цветы, названия которых начинаются на звуки «а», «х».
Логопед :
-Какие цвета есть у осенних цветов?
9. Итог занятия
Сколько красок и красоты дарит нам Осень!
-Какое третье осеннее чудо? (Краски осени).
Голос Осени :
-Молодцы ребята! Вы выполнили все задания и за это я вам дарю веночки «знатаков осенних чудес».
Логопед :
-Интересно вам было отгадывать осенние чудеса?
-Вы запомнили их? Назовите.
-Какие овощи дарит нам Осень?
-Какие краски7Какие цветы?
-Какими словами можно описать осень?