Светлана Комарова
«Народная культура и традиции». Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы
Тема: «Народная культура и традиции»
Составила: учитель-логопед Комарова Светлана Владимировна
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательная задачи:
- расширять представления детей о быте русских людей в далеком прошлом; вызвать у детей интерес к русским традициям;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
- формировать правильное речевое дыхание;
- формировать умения действовать по словесным инструкциям;
Публикация «„Народная культура и традиции“, Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Темочки
- создавать положительный эмоциональный настрой;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа;
- воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;
- воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Ход занятия:
Слайд 1
Л: Становитесь, дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
1, 2, 3, 4, 5 будем слушать, отвечать и друг другу не мешать!
Л: Ребята к нам на занятие пришли гости. Что нам нужно сделать?
Д: Поздороваться! Здравствуйте!
Слайд 2
Л: Посмотрите ребята внимательно на картинку. Что на ней изображено?
Д: ответы
Л: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Д: ответы
Л: Мы будем говорить о традициях и культуре нашего народа.
Л: Кто мне скажет, как называется наша страна?
Д: ответы
Л: Правильно Россия!
Слайд 3
Л: Посмотрите на карту, какая наша страна? Большая! Я приглашаю вас совершить путешествие по нашей стране, ее традициям и культуре.
Слайд 4
Л: В нашей стране много лесов и они богаты грибами и ягодами. Кто может назвать какие грибы и ягоды растут в наших лесах?
Д: ответы
Л: Молодцы! А еще в наших лесах живут (обитают) животные и птицы?
Помните, какие это животные и птицы?
Д: ответы
Слайд 5
Л: Молодцы, помните! А еще ребята в нашей стране много рек, озер, морей. Может, кто то знает названия рек (озер, морей)
Д: ответы
Слайд 6
Л: Так же наша страна богата полезными ископаемыми. Кто знает, что это такое?
Д: ответы
Л: Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и используют в хозяйстве. Например: нефть, газ, торф, каменный уголь, железная руда, песок, глина, соль, драгоценные камни и др.
Слайд 7
Л: В России живу люди разных национальностей. Наша страна МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ. В нашей стране дружно живут белорусы, украинцы, татары, башкиры, молдаване, удмурты, чеченцы и многие другие. И у каждого народа есть свой национальный костюм.
Слайд 8
Л: Рассмотрим русский народный костюм:
Мужской костюм состоит из: головного убора с козырьком, который называется картуз, это разновидность фуражки. Косоворотка - рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку (слева, а не посередине, как у обычных рубашек. Пояс. И штаны, которые называются порты, держались они на шнурке, который завязывали вокруг талии. А на ногах сапоги или лапти.
Женский костюм состоит из: головного убора в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, который называется - кокошник, женская рубаха, сарафан - женская одежда в виде платья без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Пояс.
Л: Вот такие нарядные красны девицы и добры молодцы, любили петь, танцевать, водить хороводы и играть в веселые игры. И Я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру.
Слайд 9
Русская народная игра «Чурилки».
Л: Молодцы отдохнули. Теперь давайте успокоимся восстановим наше дыхание и продолжим. Вспомним предметы русского народного костюма. Я называю предмет, а вы называете его ласково.
Слайд 10
Д/и «Назови ласково»
Сарафан – сарафанчик
Косоворотка – косовороточка
Кокошник – кокошничек
Штаны – штанишки
Лапти – лапоточки
Сапоги – сапожки
Платок – платочек
Шуба – шубка
Слайд 11
Л: Россия - страна очень большая и красивая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна очень богата традициями и красивыми обычаями. У каждого народа есть свои традиции. Что такое традиция?
Д: ответы
Л: Традиция - это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.
Л: А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи.
Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).
Слайд 12
Д/и «Один – много»
Блин – блины
Пирожок – пирожки
Каравай – караваи
Калач – калачи
Пирог – пироги
Слайд 13
Л: В России ещё любят готовить в России. (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев).
А теперь я буду называть крупу, а вы отвечать какая будет каша из этой крупы.
Слайд 14
Д/и «Какая каша?»
Из гречки - каша гречневая.
Из манки - каша манная.
Из риса - каша рисовая.
Из пшена - каша пшённая.
Из геркулеса - каша геркулесовая.
А если из перловки - каша перловая.
Из кукурузы - каша кукурузная
Слайд 15
Л: А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внукам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. А вы, любите сказки?
Д: ответы
Л: Замечательно! Вот сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете русские народные сказки. Я буду загадывать загадки, а вы внимательно слушаете и отвечаете.
Слайд 16
Удивительный народ! Вместе вышли в огород, вот друг друга держат крепко, Потянули…вот и… («Репка»)
Слайд 17
По тропинке он катился, своей удалью хвалился, да попался на носок ам, и съеден… («Колобок»)
Слайд 18
Разбойники белые! Вот беды наделали: в деревню прилетали и мальчика украли. Только смелая сестра всё равно его нашла. Помогли ей печка, яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)
Слайд 19
Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. («Емеля»)
Л: Молодцы ребята все загадки отгадали. Вот и закончилось наше путешествие по России. Много еще интересного есть в нашей стране, но об этом мы поговорим в следующий раз. А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня? Чего нового вы узнали? Что вам понравилось?
Слайд 20
Л: Становитесь, дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
1, 2, 3 мы сегодня молодцы!