Екатерина Карасева
Конспект логопедического игрового тренинга для родителей детей второй младшей группы «Путешествие в Речевое королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического игрового тренинга для родителей
Вторая младшая группа
Тема: Путешествие в Речевое Королевство.
Цель:
1. Обогатить представление родителей о целях, задачах, формах и методах речевого развития детей второй младшей группы.
Публикация «Конспект логопедического игрового тренинга для родителей детей второй младшей группы „Путешествие в Речевое королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
2. В игровой форме познакомить с проведением артикуляционных гимнастик, пальчиковых гимнастик, дыхательных упражнений, релаксационных упражнений.
3. Обеспечить родителей информационным материалом, памятками, консультациями по теме : «Развитие речи детей во второй младшей группе»
Материал:
Консультативный :
Консультации для родителей :
«Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания»
«Ознакомление с органами артикуляции»
«Звуковая культура речи в детском саду»
«Комплексы артикуляционной гимнастики для самостоятельного выполнения дома»
Картотеки:
«Доскажи словечко»
«Игры с пальчиками»
«Дидактические игры по ЗКР, грамматике, просодике»
«Скороговорки»
«Чистоговорки»
Раздаточный:
Памятки для родителей :
«Звуковая культура речи»
«Последовательность усвоения звуков»
Листочки на ниточке, ватные шарики, бабочки с цветами – для выполнения дыхательной гимнастики.
Наглядный: изображение выполнения дыхательной гимнастики.
Ход тренинга:
Воспитатель и родители строятся в приемной друг за другом вагончиками.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы отправиться с вами и ребятами в увлекательное путешествие в Речевое королевство.
Путешествие это не долгое, но очень интересное.
- А поскольку путешествие необычное, речевое, то и чтобы наш поезд тронулся и поехал, родителям необходимо дружно вспомнить алфавит, он то нам и поможет в миг домчаться до заветной цели.
(Родители произносят алфавит, если необходимо несколько раз, и пока он звучит, поезд движется, «букв -топливо»)
Заходят в группу, встают полукругом возле речевого уголка
-Вот и добрались. Сколько же тут интересно. А что за чудесные полянки. Вы присаживайтесь, а мы расскажем вам о Речевом королевстве.
Родители и дети присаживаются на полянки (столы, украшенные небольшими вазами с цветами)
Каждый житель этого королевства знает, как важно речевое развитие. Ведь речь одно из главных достоинств, отличающих человека от животного. Развитию речи в дошкольном возрасте, уделяется огромное внимание, ведь речь ребенка представляет собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоций.
- И для развивая у детей правильной, хорошо звучащей речи, в нашем королевстве проводятся логопедические минутки.
- Мы решаем задачи по воспитанию речевого слуха детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух (т. е. способность чётко отличать одни звуки от других, способность воспринимать данный темп и ритм речи.
- И сейчас мы вас приглашаем поиграть в игру «Угадай, кто – я?»
«Угадай, кто – я?»
Ход игры:
Дети и родители встают в круг, выбирают одного ведущего, он стоит в середине. Все идут по кругу и произносят слова:
…. (имя ведущего… ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя «А-у!»
Ну – ка глазки закрывай,
Кто тебя позвал, узнай!
- А сейчас мы приглашаем вас немного поупражняться и в развитии артикуляционного аппарата. Ведь не менее важно, развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, поднимать его вверх, опускать вниз, поворачивать вправо - влево, удерживать язык в заданной позе); развивать подвижность губ (умение вытягивать вперёд, округлять, растягивать в улыбку).
-Для этого мы с вами выполним несколько артикуляционных упражнений:
Уложи язык спать
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 — 10.
Методические указания.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
Боковые края языка должны касаться углов рта.
Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»
Почистим зубы
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» внутреннюю сторону нижних зубов, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания.
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губа не помогали, не «подсаживали» язык наверх. Челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Так же можно придержать пальцем и нижнюю губу, чтобы не закрывала нижние зубы
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, можно пальцами или ложкой поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
- А сейчас вы немного отдохнете, мы вам расскажем про самую любимую игру наших ребят.
- Работая над речевым дыханием, т. е. воспитывая умение производить короткий вдох носом и продолжительный плавный выдох ртом, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами, мы играем в футбол, только он в нашем королевстве совсем не похож на обычный.
Футбол
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч (или можно использовать мяч для пинг-понга). Ворота – руки ребенка. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться в воротах.
Листопад
Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома.
Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Научите ребенка узнавать листья деревьев. Это смогут даже не говорящие дети.
Бабочка
К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка.
Взрослый и ребенок произносят приговорку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!
Русская народная приговорка
Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.
- Мы с вами поиграли во множество разных игр, да только пальчики не играли, а они у нас в Речевом королевстве никогда не скучают.
- Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький
То-то пригоженький;
Ходит бочком.
Уши торчком,
Нос пятачком!
- Даже от игр, иногда в нашем королевстве устают и тогда мы расслабляемся. Нет ничего полезней, чем снять напряжение со всех мышц, в том числе и речевых, мы выполняем релаксацию.
Упражнение на расслабление
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть игра у нас такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движение,
Исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
(Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку).
На этом наше путешествие в Речевое Королевство подходит к концу, но мы приготовили для вас полезные подарки.
Родителям раздаются памятки по развитию речевого дыхания, проведению пальчиковых и артикуляционных гимнастик дома.