Валентина Дудченко
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Ткани из хлопка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний дошкольников о тканях.
Задачи:
Познавательное развитие.
Познакомить воспитанников со способом производства тканей из хлопка. Формировать представление о различных свойствах ткани (прочная, не рвется, мягкая, впитывает влагу, мнется, можно гладить и т. д.).
Социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе „Ткани из хлопка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивать связную речь, логическое мышление, память, познавательный интерес.
Художественно-эстетическое развитие.
Развивать творческое воображение детей. Закреплять приём рисования тычком. Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.
Оборудование: емкость с водой, подносы, хлопчатобумажная ткань, бумажная салфетка, гуашь, кисти.
Ход занятия:
1) Р. Н. игра «Мы платок передаём»
- С каким предметом мы играли?
- Из чего сделан платок?
- Что ещё вокруг нас сделано из ткани?
- Из чего делают ткань?
- Все ткани состоят из нитей, которые переплетаются между собой и крепко «держатся друг за друга». Давайте рассмотрим ткань, из которой сшита ваша одежда и убедимся, что это действительно так (детям предлагается потрогать свою одежду, потянуть ее, попробовать порвать).
- Мы можем ткань смять? Значит она какая? (мягкая)
- Можно порвать ткань? Значит она какая? (прочная)
- Мы выяснили, что ткань прочная и мягкая.
- Хотите узнать, как делают ткани?
- Садитесь на стульчики.
- Сейчас мы узнаем, как производят хлопчатобумажную ткань.
2) Показ презентации
-На полях выращивают удивительное растение – хлопок. Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла.
- Хлопок похож на коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них – будто кусочек ваты.
На стеблях белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки.
- Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа.
- Теперь это делает хлопко - уборочный комбайн.
- Собранный хлопок раскладывают на солнце сушить.
- Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику.
- Там его разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают.
- Получается вот такая вата. Из такой ваты делают нити.
- А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин. Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета.
- Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.
- Вот так и производят хлопчатобумажную ткань из хлопка.
- Уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей. Из хлопчатобумажной ткани можно сшить постельное бельё, футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.
- Давайте вспомним, из чего и как производят хлопчатобумажную ткань.
3) Физкультминутка.
- Выйдем с вами в хлопковое поле.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклонят хлопок так —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
- Через поле мы прошли, к магазину мы пришли.
- Мы пришли к магазину, в котором продается одежда из хлопчатобумажных тканей. Какое разнообразие мы здесь видим.
- Здесь есть и образцы хлопчатобумажных тканей.
- Ткани из хлопка бывают разные : однотонные и цветные, гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные. Ситец и сатин – это легкие, более тонкие хлопчатобумажные ткани, а джинсовая – более толстая, плотная.
- От чего зависит качество тканей? (От толщины нитей).
- А что общего у этих тканей? (Они сделаны из хлопка).
- Магазин сейчас закрыт, когда он откроется, вы сможете его посетить.
- Отдохнули, посвежели и на стульчики тихонько сели.
4)Эксперимент с тканью.
- А вы знаете, какими свойствами обладает хлопчатобумажная ткань?
- Давайте поэкспериментируем, чтобы это узнать. Результаты наших экспериментов мы с вами зарисуем, чтобы не забыть, какими же свойствами обладает хлопчатобумажная ткань. Мне нужны помощники.
Вызвать 2-х детей
- (1 ребенок) Возьми бумажную салфетку и сомни ее в руках. Что с ней произошло? (она помялась и не выпрямляется).
- (2 ребенок) Проделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью? (помялась совсем немного, но ее можно выпрямить). А если ткань прогладить утюгом, она станет прежней.
- (1 ребенок) Давайте посмотрим, что произойдет с бумажной салфеткой, если мы опустим её в воду (намокла).
- (2 ребенок) То же самое проделаем с тканью. Что произошло с ней? (она тоже намокла).
- Значит и бумага и ткань впитывают воду.
- (1 ребенок) Попробуем порвать бумагу. Рвется легко?
- (2 ребенок) Давайте попробуем ткань порвать? (дети рвут и убеждаются, что порвать ткань невозможно). Так что же прочнее ткань или бумага?
- Какие выводы мы с вами можем сделать? (ткань прочная, почти не мнется, намокает, но не раскисает в воде).
5) Физкультминутка.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
6)
- А нам с вами долго прыгать и скакать некогда. С ткацкой фабрики пришел заказ. Вас просят придумать рисунок для новой ткани. Попробуете? Садитесь за столы.
Напоминание об осанке.
- Перед вами лежит хлопчатобумажная ткань. Посмотрите на неё – это ситец, если присмотреться, то можно увидеть, как переплетаются нити. Потрогайте, как вы думаете, что можно сшить из этой ткани?
- Легкую летнюю одежду или постельное белье.
- Придумайте рисунок, который вы хотели бы видеть на своей одежде летом или для своего постельного белья и нанесите его тычком.
- Напоминаю, что набирать гуашь надо только на кончик ворса.
- На столах лежат белые листы, на них вы можете попробовать, достаточно или наоборот много гуаши вы набрали на кисточку.
- Если вам надо промыть кисточку, чтобы рисовать гуашью другого цвета, то не забудьте ее потом хорошо промокнуть о салфетку.
- Покажите, как будете держать кисточку.
- На чем легче рисовать?
7) Итог.
- Пока ваши образцы сохнут, расскажите, что вам особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?
- Молодцы, вы хорошо потрудились и, может быть, вы когда – либо увидите свой рисунок на ткани из хлопка.