Вера Шигапова
Конспект комплексного занятия «Осень» (обобщающее)
▼ Скачать + Заказать документы
НА ТЕМУ «ОСЕНЬ» (обобщающее)
1. Беседа об осени.
2. Стихотворение «Бабье лето».
3. Пальчиковая гимнастика «Листики».
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
5. Физминутка «Зайке холодно сидеть».
6. Коллективная работа «Осенний ковер»
Публикация «Конспект комплексного занятия „Осень“ (обобщающее)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Цель: Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура, воздуха, состояние почвы, воды, о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных, закрепить знания о зависимости существования растений и животных от условий внешней среды (температуры, пищевых, закрепить знания о труде людей осенью, о том кто, где и как зимует.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Ребята, послушайте внимательно загадку:
ЕСЛИ НА ДЕРЕВЬЯХ ЛИСТЬЯ ПОЖЕЛТЕЛИ,
ЕСЛИ В КРАЙ ДАЛЕКИЙ ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ,
ЕСЛИ НЕБО ХМУРОЕ, ЕСЛИ ДОЖДИК ЛЬЕТСЯ,
ЭТО ВРЕМЯ ГОДА, КАК ОНО ЗОВЕТСЯ?
(Ответ)
Правильно. Это осень. И сегодня мы с вами поговорим об осени и расскажем о ней все, что знаем.
А вы знаете осенние месяцы? (Ответы)
А можете показать на картинках, где какой месяц изображен?
(Один, два ребенка выходят и показывают)
А почему ты так решил? (Объясняет свой выбор)
Прикрепить на доску нижнюю часть листочка с надписью СЕНТЯБРЬ.
Первый осенний месяц – СЕНТЯБРЬ. Это начало осени. В это время выдаются теплые, солнечные деньки. Небо – голубое, а воздух чистый и прозрачный. Такие дни называют «БАБЬЕ ЛЕТО». Послушайте стихотворение.
НАСТУПИЛО БАБЬЕ ЛЕТО –
ДНИ ПРОЩАЛЬНОГО ТЕПЛА.
ПОЗДНИМ СОЛНЦЕМ ОТОГРЕТА,
В ЩЕЛКЕ МУХА ОЖИЛА.
СОЛНЦЕ! ЧТО НА СВЕТЕ КРАШЕ
ПОСЛЕ ЗЯБКОГО ДЕНЬКА?
ПАУТИНОК ЛЕГКИХ ПРЯЖА
ОБВИЛАСЬ ВОКРУГ СУЧКА.
ЗАВТРА ХЛЫНЕТ ДОЖДИК БЫСТРЫЙ,
ТУЧЕЙ СОЛНЦА ЗАСЛОНЯ.
ПАУТИНКАМ СЕРЕБРИСТЫМ
ЖИТЬ ОСТАЛОСЬ ДВА-ТРИ ДНЯ.
СЖАЛЬСЯ, ОСЕНЬ! ДАЙ НАМ СВЕТА!
ЗАЩИТИ ОТ ЗИМНЕЙ ТЬМЫ!
ПОЖАЛЕЙ НАС, БАБЬЕ ЛЕТО,
ПАУТИНКИ ЭТИ – МЫ.
Вам понравилось стихотворение? (ответы)
2. Бабье лето недолго длится, за сентябрем приходит второй месяц осени - ОКТЯБРЬ.
Прикрепить среднюю часть листочка с надписью ОКТЯБРЬ.
В это время дни становятся короче, солнце поднимается не так высоко в небе, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветра. Часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет – дождь за собой ведет» - так говорится в народной пословице. Трава и цветы вянут, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках.
Ребята, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика).
ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,
ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ,
ВОТ ДУБОВЫЙ,
ВОТ КЛЕНОВЫЙ,
ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,
ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ
ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ
ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ!
Молодцы! Отдохнули. Продолжим?
Прикрепить верхнюю часть листочка с надписью НОЯБРЬ.
3. Третий месяц осени – НОЯБРЬ. Это поздняя осень. В это время бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится иней. Деревья сбрасывают последнюю листву. Выпадает первый снег.
После первых заморозков жизнь насекомых замирает, многие погибают, а остальные прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев.
Когда насекомых становится меньше, птицы которые питаются только насекомыми, улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц? (Ответы) Правильно. А каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы)
А как мы называем птиц, которые остаются зимовать? (Ответы) Правильно. Это зимующие птицы. А каких зимующих птиц вы знаете?
Правильно. Эти птицы переселяются поближе к жилью человека, чтобы легче было перезимовать.
Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду называть вам четырех птиц, а вы будете выбирать одну лишнюю. И надо объяснить, почему она лишняя.
-голубь, воробей, синица, ГРАЧ.
-кукушка, аист, ласточка, ВОРОНА.
- ворона, сорока, воробей, ЖУРАВЛЬ,
Ребята, а что же делают звери осенью? Они готовятся к зиме: запасаются кормами, начинают линять - менять летние шубки на зимние. У зимних шуб мех погуще, попышнее и цвет более подходит к зимней природе. Медведь бродит по лесу, ест спелые ягоды, орехи, нагуливает жирок на зиму. Кроты и мыши запасаются колосками. Белки делают запасы в дуплах и под кореньями деревьев. А вот лиса и волк не делают запасов. А как вы думаете почему? (Ответы). Потому что они хищники. Кого поймают того и съедят.
Давайте немного отдохнем.
Физминутка. Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Ставим лапки на бочок
И на месте скок-скок-скок.
А потом вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
Ребята, а как вы думаете, у людей осенью много хлопот? (Ответы). Они собирают урожай овощей и фруктов, ягод и грибов, вспахивают почву, утепляют свои жилища.
Ребята, сегодня мы с вами говорили об осени, повторили ее месяцы и приметы; хорошо беседовали и играли, обратите внимание на доску, у нас с вами получился листочек. Это не простой листочек, он волшебный. Его нам подарила сама ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ. И таких листочков у нее много, их она дарит нам.
Достать корзинку с листочками.
Давайте с вами сделаем из этих листочков настоящий ОСЕННИЙ КОВЕР. Каждый подойдет к столу и приклеит листочек.
Приклеить листочки на приготовленный заранее ватман.
Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился. Вам нравится? И мне. Мы хорошо потрудились, всем спасибо. Молодцы.