яна шипицына
Конспект комплексного занятия «Блокада Ленинграда» для детей 5–7 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия «Блокада Ленинграда"
В старшей- подготовительной группе по направлению
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Блокада Ленинграда“ для детей 5–7 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная, изобразительное творчество (рисование)
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города, о блокаде; дать представления о тяжелых и героических днях в истории города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Задачи:
-Продолжать развивать связную, интонационно- выразительную речь детей;
-Развивать память;
- Продолжать формирование духовно-нравственных отношений;
- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;
- продолжать развивать чувство гордости за свой народ.
-расширять знания о блокаде Ленинграда,
-воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, уважение к истории своей страны.
Предварительная работа: — чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет ; чтение и разучивание стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ воспитателей о блокадном Ленинграде; художественное творчество.
Материалы и оборудование: ТСО, аудио записи музыкальных произведений, свеча, разрезные картинки (салют, хлеб, домик, столик, стульчик, кружки железные по количеству детей, игрушка-мишка, листы белой бумаги, костюм врача или мед сестры, посылка с лекарствами.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: читает стихотворение «Ленинград»
Прекрасный город Ленинград!
Дворцы, Каналы, Летний сад.
В войну был окружен блокадой,
И гибли люди Ленинграда.
Да! Много лет тому назад
В блокаде был весь Ленинград.
Со всех сторон, со всех сторон
Он был врагами окружен.
И большей не было беды:
В домах ни света, ни еды,
И холод, холод ледяной
Пронзал людей словно стрелой
Основная часть
Воспитатель:
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали города, полыхали пожары, гибли люди.
-А кто такие фашисты? (ответы детей)
Гитлер-главнокомандующий немецкой армии, решил захватить Ленинград, но не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. (показ иллюстрации)
Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Захватив Ленинград, они рассчитывали сломить дух советского народа.
Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо. Вот и тогда все встали на защиту города.
Дети встают в круг (кольцо)
Воспитатель: Вы стоите плечом к плечу. И нет такого промежутка, чтобы можно было пролезть между вами. Вот так и был окружен город Ленинград. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали свой город.
Воспитатель: А сейчас мы с вами послушаем фрагмент песни «Священная война».
(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.)
В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города. Жители города проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Это были взрослые, старики, дети. Все старались помочь своему городу. (дети садятся на свои места)
Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года. Жителям города нужно было пережить 3 холодных зимы.
Продуктов не хватало. Люди забыли вкус мяса, фруктов, овощей, дети- вкус конфет, печенья, булки.
Есть даже стихотворение посвященный блокадному хлебу. (Л. Хямелянина)
Чтение стихотворения Логно А.
…Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали
Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать кусок хлеба такой массы). Хлеб выдавали по карточкам. (показ иллюстрации) И если житель терял карточку, то он оставался без хлеба. В хлеб добавляли муку, крупу, добавлялась бумага, древесные опилки, хвоя деревьев. И всё, только хлеб и вода. (проба хлеба с водой).
Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. (показ иллюстрации)
Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. (показ дома)
Воспитатель : В одном из таких домов жила девочка Таня Савичева. (выходит ребенок)
Чтение стихотворения Ой, Мишка, как же страшно мне! Л. Тасси воспитателя совместно с ребенком
Воспитатель:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
ребенок «Не плачь, не плачь…
Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
Воспитатель …
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
ребенок :Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
Воспитатель
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
ребенок «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Воспитатель
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
ребенок «Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне.»
Воспитатель
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?.
Воспитатель: До наших дней чудом сохранился дневник этой маленькой девочки – Тани Савичевой.
В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:
«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».
День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» .Осталась одна Таня. (показ дневника)
Таню удалось вывезти из города. Но врачи девочку спасти уже не смогли. Она умерла.
Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. В эти моменты люди слышали звуки воздушной сирены (прослушивание аудио записи воздушной тревоги)В такие моменты людям нужно было быстро бежать в бомбоубежище. (показ иллюстрации) Таким местом обычно служили подвалы домов или специально вырытые глубоко под землей помещения. А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома).
-Что Вам напоминает этот звук?
Воспитатель: Он напоминал звук биения сердца. Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картинки). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Порой ценой собственной жизнью. Они не спали сутками, но делали свою работу до конца. Этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед. (показ иллюстраций).
Через Ладогу в город поступали и боеприпасы для солдат, и горючее для танков, и уголь для электростанций, и медикаменты для госпиталей.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас тоже попытаемся с вами переправить медикаменты на другой берег для детской больницы.
Игра-эстафета «Передай лекарства»
Цель :учить детей играть в команде.
Задачи :развитие смелости, ловкости.
Ход игры. Дети стоят на льдинках (листах белой бумаги). Один ребенок санитар в конце пути принимает посылку с медикаментами. Дети по очереди передают посылку с лекарствами. Задача детей доставить медикаменты в целости и сохранности
Воспитатель: И вот наконец,спустя 900 дней, зимним утром 27 января 1944 года, 75 лет назад, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш" и наши войска прорвали кольцо блокады. Об этом нам расскажет Арина Л. в своем стихотворение. «Дедушкин рассказ».
Вчера мне рассказывал дедушка Женя:
Отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат,
Один пистолет и один автомат.
Всё больше в отряде погибших бойцов,
Всё крепче фашисты сжимают кольцо, -
Они за кустами, они за камнями.
И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!".
И все побежали навстречу врагу,
И стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, -
И вот, удалось совершить им прорыв.
Сквозь лес по болоту они уходили:
А деда медалью потом наградили.
После прорыва блокады в город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь выигранного сражения над Невой рекой прогремели 24 залпа салюта.
Воспитатель: Ребята,давайте вместе с вами попробуем его восстановить.
Игра «Разрезные картинки»
Дети собирают разрезную картинку-салют.
Воспитатель: также в честь снятия блокады советские поэты и писатели написали много песен и стихов, одно из таких стихотворений нам сейчас прочитает Р. Семен. (Юрий Воронов - Салют над Ленинградом)
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему ленинградцы тихо плачут? (ответы детей)
Заключительная часть
Воспитатель: Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.
Ребята, а я вам хочу на память о всех погибших в годы войны подарить маленькие огоньки-свечки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев. Придя домой вместе с родителями вы можете из зажечь и вспомнить нашу сегодняшнюю беседу посещенную блокаде Ленинграда.
Воспитатель вручает детям и гостям свечи.