Лейсан Хусаинова
Конспект комплексной НОД в подготовительной группе «Зимушка-зима, зима снежная была…»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество»
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цели: учить сравнивать содержание картин «Зима» И. Шишкина и «Февральская лазурь» И. Грабаря; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы; учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы; создавать композицию в определенной цветовой гамме; формировать эстетический вкус.
Публикация «Конспект комплексной НОД в подготовительной группе „Зимушка-зима, зима снежная была…“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Планируемые результаты: составляет небольшой рассказ о снеге и снежинках, употребляя в речи сравнительные прилагательные, синонимы и однокоренные слова; знает названия прочитанных стихотворений и фамилии авторов; эмоционально откликается на прослушанную музыкальную пьесу; знает названия картин и имена художников; самостоятельно выполняет рисунки зимних узоров.
Содержание непосредственной организованной деятельности детей
I. Вводное слово воспитателя.
-Ребята, повторяйте за мной строчки из стихотворения.
Белые шапки на белых березах,
Белый зайчишка на белом снегу,
Белый узор на ветвях от мороза,
По белому лесу на лыжах иду.
-О каком времени года этот отрывок из стихотворения? (Отрывок о зиме.) Нас пригласила в гости Снежная королева, и сегодня мы будем говорить о зиме.
II. Беседа о зиме.
-Каждый год приходит зимняя пора. Зима помогает нам снеговиков катать, по ночам каток для нас мостит, посыпает дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было. Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль.) Послушайте стихотворение Н. Некрасова «Снежок порхает, кружится». (Читает произведение.) Скажите, о чем в нем говорится? (В стихотворении говорится о снеге.) Кто видел, как шел первый снег? Расскажите об этом. (Дети рассказывают о своих впечатлениях о первом снеге.) Первому снегу рады все – и животные, и дети. Иногда люди говорят: «Как снег на голову свалился». Как вы понимаете это высказывание? (Это значит, что произошло неожиданно, внезапно.)
-Послушай те стихотворение И. Сурикова «Зима». (Читает произведение.) Какой снег? (Пушистый; белый, как вата, сахар; обильный; хрустящий; колючий; мелкий; сухой; мягкий; сверкающий и блестящий.) Составьте предложение о снеге. Из чего состоит снег? Расскажите, какие вы видели снежинки? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные.) С чем бы вы могли сравнить снежинки? (Белые, как сахар, молоко; легкие, будто пух, пушинки; ажурные, словно кружево, звездочки.) Что же делают эти снежинки? (Они летят, падают, кружатся, ложатся.) А можно ли сказать, что они шепчутся, танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ.)
Дидактическая игра «Какой, какая, какие»
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы подберете характерные признаки к этому слову, пользуясь вопросами.
Зима (какая… (холодная, белая, снежная).
Снег (какой… (рыхлый, липкий, белый).
Мороз (какой… (жгучий, сильный, трескучий).
Ветер (какой… (пронизывающий, резкий, сильный).
Деревья (какие… (голые, сонные).
Дни (какие… (короткие, холодные, ясные).
-Молодцы ребята. Давайте теперь отправимся на зимнюю полянку и поиграем. Повторяйте за мной движения.
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайка скачет,
Словно белый, мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок.
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
III. Рассматривание картин «Зима» И. Шишкина и «Февральская лазурь» И. Грабаря.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Январь».
-Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором П. И. Чайковским и называется «Январь». Музыка тихая, спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними зарисовками.
Рассмотрим картину Ивана Шишкина «Зима». Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на картину. (Грусть, тоска) Композитор и художник одинаково грустят. Какими красками передана грусть, тоска в картине? (Серой краской, голубоватой) Кажется, что лес спит.
Околдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
-Да, сквозь такую непроходимую чащу нескоро пробьется солнце. Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной, серый, синеватый снег, бурелом – мы видим поваленные деревья. И на сосне одинокая ворона.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не навсегда. Можно ли это увидеть на картине? (Да. Мы видим узкую полоску голубого, чистого неба. Кое-где пробиваются светлые лучи солнца.) Мы немного загрустили. Взгляните на картину художника И. Грабаря. Называется она «Февральская лазурь». Картина поражает силой и чистотой цвета, ослепляет лазорево-синим небом. Плотными мазками написаны огромные белоствольные березы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Художнику удалось всмотреться в природу и передать ее красоту и величие. Какой день изобразил художник? (Художник изобразил изумительный февральский день)
-Рассмотрите небо: есть ли на нем облака, какого оно цвета вверху и на горизонте? (На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее.)
-Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.)
-Какова береза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? (На переднем плане изображена ветвистая береза. Ее стол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета.)
-Что можно сказать о других березах? (Другие березки обыкновенные, они менее величественны.)
-Что виднеется на горизонте? (По линии горизонта на заднем плане виднеется сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.)
-Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? (Художник передал на своем полотне красоту природы с помощью голубой цвет. В природе все утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа «Февральская лазурь».)
-Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чем думаете, глядя на нее? (Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть все своими глазами.)
IV. Рисование зимних узоров на окнах.
-Ребята, вам понравились картины? Наверное, художникам не удалось бы написать свои работы, если бы они не умели видеть необычное в самых обычных вещах. А вам, ребята, нравится зима? Почему? (Можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и вылепить веселого снеговика.) Вы обращали внимание на то, какими удивительными узорами украшает мороз окна домов? Одно его холодное дыхание на окно, и вмиг украшается стекло ледяными завитками, похожими по форме на хохломскую роспись. Только роспись эта не золотого цвета, а белого и голубого.
Вы сегодня как самые настоящие морозцы-волшебники будете украшать окна узором. Нарисуйте на белом листе бумаги узоры Деда мороза. Какие цвета будете использовать? (Синий, фиолетовый, голубой.)
V. Итог занятия.
-Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.