Елена Киселева
Конспект итогового занятия «Добрые дела» по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия «Добрые дела»
по программе «Социокультурные истоки»
Воспитатель: Киселева Елена Павловна
Задачи:
1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь».
2. Формирование потребности в социальном соответствии.
3. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
4. Формирование в детях мотивации на совершение добрых поступков.
Подготовка к занятию
1. Чтение детям литературно-художественных текстов из книги № 4 для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья» под общей редакцией И. А. Кузьмина.
2. Объяснение пословиц и поговорок о доброте, добрых делах и поступках.
3. Разучивание русской народной игры «Огород»
4. Изготовление поделок по сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок»
5. Оформление фото выставки «Наши добрые дела»
Материал к занятию
1. Иллюстрация из сказки П. П. Ершова «Конек –Горбунок»
2. Книга для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья»
3. Карандаши
1. Подготовительный этап
Присоединение:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поприветствуем их добрым словом.
Доброе утро
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то,
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
«Доброе утро!»
А сейчас возьмите своих друзей за руки и улыбнитесь друг другу,
-Что вы почувствовали сейчас? (тепло, уверенность, поддержку, хорошее настроение, доброту)
-А я почувствовала теплоту ваших рук и доброту ваших сердец.
Воспитатель берёт ребёнка за руку и делают воротики.
«Ай – лю – ли,
Ай – лю – ли,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше –
Получилась красота.
Получились непростые,
Золотые ворота.
Кто в ворота зайдет,
В мир доброты попадет»
(Дети проходят в «ворота» и садятся на стульчики)
Работа в круге.
Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32, пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговори о доброте и добрых делах и поступках.
- Как вы думаете, что такое доброта? (это хорошие поступки, добрые слова, красивая песня, стремление помочь людям, забота о близких, животных, о растениях, любовь)
Воспитатель: - Я согласна с вами. Доброта – это такое человеческое качество, которое нельзя рассмотреть, нельзя потрогать руками, но это такое качество, без которого прожить на Земле не возможно. Быть добрым - это так здорово! Доброта согревает наши души. Каждый человек должен иметь добрую душу, чтобы всем помогать, кто попал в беду.
Воспитатель: - А как говорят о добрых людях? Какие они? (добрые, добродушные, добросердечные, заботливые, честные, любящие, совершающие добрые дела и поступки).
Воспитатель: - Молодцы! Вы всё сказали верно – это любящие люди и совершающие добрые дела и поступки.
- А для чего люди совершают добрые дела и поступки? (Просто так из любви к людям, животным, потому, что у них доброе сердце)
Воспитатель: Действительно добрые дела совершают не ради славы, а от чистого сердца, из любви. Ведь не зря говорят «Жизнь дана на добрые дела»
Доброте, нас учат родители, воспитатели и наши сказки.
- Посмотрите внимательно иллюстрацию и скажите, как называется эта сказка?
Дети: Сказка «Конек-горбунок».
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Здесь изображен Иван, Конек-горбунок, Чудо-юдо Рыба-кит.
Воспитатель:
- А какой был Иван в этой сказке, какие добрые качества у него проявились? (послушание родительскому слову, честность, доброта, бескорыстие, добродушие, искренность, любовь)
- Как Иван вместе с Коньком – Горбунком помогли Рыбе – кит? (они узнали в Солнцевом селенье у Месяца Месяцовича за что страдает и мучается Чудо-юдо Рыба –кит)
- Почему Рыба-кит страдал и мучился? (Оттого твои мученья, что без Божьего веленья проглотил ты средь морей три десятка кораблей. Если дашь ты им свободу, снимет Бог с тебя невзгоду, вмиг все раны заживит, долгим веком наградит)
- Что помогло Иванушке спасти Чудо-кита?
(Доброта и желание помочь тому, кто оказался в беде)
- Я с вами согласна, вы всё сказали правильно. К этой сказке подходит пословица «Добро не забывается». Как вы понимаете эту пословицу? (Рассуждения детей по смыслу пословицы). (Кит отблагодарил Иванушку и конька-горбунка «Чем вам, други, услужить? Чем за службу наградить?», помог достать перстень царь-девицы)
Воспитатель:
- Предлагаю вам вспомнить и другие пословицы о добрых делах.
«Доброе дело лечит, злое калечит»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Доброе дело два века живет»
«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»
«Не одежда красит человека, а добрые дела»
«Добро не забывается»
«За доброе дело берись смело»
«За добрые дела добром платят»
«Доброе дело питает душу и тело»
Воспитатель:
- Я предлагаю встать всем в круг и поиграть в игру «Пирамидка добрых дел»
- Подумайте, какие добрые дела мы можем с вами совершить? Положите доброе дело на ладошку. Называя доброе дело мы построим из ладошек пирамидку «Добрых дел»
(Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, положив одну на другую, называя доброе дело)
Воспитатель:
- Молодцы! Посмотрите какая высокая получилась пирамидка «Добрых дел».
- В народе говорят «Делу время – потехе час». Пришло время поиграть, и вспомним о добрых делах.
(Дети остаются в круге)
- Ребята подумайте и ответьте на вопрос «Как вы понимаете слова «Добрый человек в доброте проживет свой век?»
Предложить детям сесть парами за столы.
2. Активная форма работы. Работа в паре «Добрые дела»
Индивидуальный этап:
Задание самостоятельное: Откройте книги, там, где закладки. Внимательно рассмотрите рисунки на странице с зеленой закладкой и отметьте самостоятельно знаком «+» те, на которых изображены добрые дела детей.
- Всем понятно задание? Приступаем к выполнению. (Уточнить, все ли поняли задание)
Время работы 3 мин.
- Кто уже выполнил задание, положите карандаши, чтобы я могла видеть, что вы закончили.
Работа в паре «Добрые дела»
Задание: А сейчас мы будем работать в парах. Придвиньтесь друг к другу, сейчас вы совместно, в паре, будете выполнять задание, на странице с синей закладкой. Ещё раз внимательно рассмотрите эти рисунки, выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Отметьте знаком «+» те рисунки, которые вы выбрали вместе.
Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме.
За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей о своевременном завершении диалога.
-А сейчас договоритесь о том, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.
- Ребята, позвольте мне, выбрать того, кто будет отвечать.
Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение.
- Свой ответ можете начинать со слов: «Мы посоветовались и решили…», «Мы решили…», «Мы думаем…», «Мы отметили», «Мы выбрали».
(одна из пар представляет свое решение, остальные внимательно смотрят и слушают, проверяют)
- Ребята поднимите руку, кто согласен с данным решением?
- А кто выполнил эту работу по - другому?
(Выслушать мнение детей, выполнивших задание по-другому).
Экспертная оценка.
Обобщаю результаты работы.
- А теперь поглядите и послушайте, пожалуйста, внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание.
Педагог даёт правильный вариант решения и аргументирует его.
- Вам понравилось выполнять задание вместе?
- Я благодарю вас за дружную работу. Мне было приятно видеть, как вы общались, договаривались и приходили к единому мнению.
Рефлексия
Воспитатель:
- Давайте подойдем к нашей выставке «Наши добрые дела»
Предлагаю вам рассказать о тех добрых делах, которые вы уже совершили.
(Дети рассказывают о своих добрых делах.)
-Скажите пожалуйста, что вы чувствовали, когда сделали (совершили) доброе дело.
(радость, тепло, добро, желание ещё совершать добрые дела)
Итог :
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
- Спешите делать добро. Ведь не зря говорят, что «Жизнь дана на добрые дела», «Без добрых дел, нет доброго имени»
- Скажем нашим гостям до свиданье, и пожелаем хорошего дня.