Наталья Колесникова
Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе «Хлеб да каша — пища наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: - активизация познавательного развития детей, развитие
интеллектуальных и творческих способностей,
- привлечение родителей к участию в исследовательской
деятельности ребенка.
Задачи: - закреплять знания детей о внешнем виде злаковых
растений и круп, которые из них получают,
- формировать умение соотносить крупу и растение,
- применять на практике знания, полученные в ходе
экспериментирования, экскурсий, творческих заданий,
- понимать и правильно применять пословицы и поговорки, стихи и
песни, инсценировать сказку,
- воспитывать интерес и уважение к труду, к людям, которые
Публикация «Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе „Хлеб да каша — пища наша“» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Продукты питания
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
трудятся, чтобы вырастить урожай.
Материал: картинки с изображением злаковых культур,
картинки из серии «Откуда хлеб пришел»,
картинки, изображающие последовательность варки каши,
заготовки для аппликации,
цифры от 1 до 5,
разные крупы,
сваренная в горшочках каша,
пирожки на блюде.
Оборудование: интерактивная доска,
передвижные мольберты,
макет русской печи,
атрибуты и костюмы к сказке «Колосок».
Предварительная работа: чтение сказок, стихов, разучивание пословиц, частушек, инсценирование сказок, игры – угадайки, дидактические игры, экспериментирование, изодеятельность (аппликация, рисование) с участием родителей, экскурсии на кухню, просмотр видео материалов о работе хлеборобов.
Ход занятия
Под музыку в зал входят дети.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие, которое называется «Хлеб да каша – пища наша»
- Отгадайте загадку: Вырос в поле дом, полон дом зерном. (Колос)
- Ещё одна: В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких как я, будет целая семья. (Зерно)
(на интерактивной доске – изображения зерна и колосьев)
- Вы знаете, что делают из зерна? (Из зерна делают крупу, муку; из муки пекут хлеб, булки, пирожки, пирожные, блины, оладьи; ещё из муки делают макароны, хлопья)
- А какие пословицы вы знаете о труде, о хлебе?
- Кто пахал, не ленился, у того и хлеб уродился.
- Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
- Хлеб да каша – пища наша и др.
- Хлеб всему голова.
- Плох обед, когда хлеба нет.
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки. Вы знаете, что это такое?
(На картинках нарисовано, как трактор пашет землю, как сеют и убирают урожай, пекут хлеб.)
- Вам надо расставить цифры под картинками. Назовите, какую работу делают первой, я думаю, что сначала сеют зёрна…
(Неправильно! Сначала землю надо вспахать. Ставят под картинкой цифру 1)
(воспитатель предлагает детям расставить остальные цифры)
Воспитатель: Ребята, расскажите, что ещё можно вырастить на полях, кроме пшеницы (рожь, ячмень, просо, гречиху)
Воспитатель: А я знаю, где растут колосья. Хотите покажу? Вставайте друг за другом и пойдём.
(все идут по кругу друг за другом)
- А дорога расстилается, и шумит густая рожь, и, куда тебе желается, обязательно дойдешь.
- Вот мы и пришли.
(на интерактивной доске появляется изображение хлебных колосьев)
- Ребята, представьте, что вы маленькие зернышки:
«В поле зернышко сидит, словно дремлет, словно спит (присесть, наклонить голову)
Его солнце пригревает (потирают предплечья)
Тёплый дождик поливает (стучат пальцами по полу)
Из зерна в короткий срок появляется росток (медленно встают)
К небу тянется высок, на верхушке – колосок (встают на цыпочки, руки вверх)
Колосок качается, солнцу улыбается (качают руками, улыбаются)
(дети садятся на стульчики)
(верхом на метле появляется Баба Яга)
Баба Яга : Ух, ты! Как хорошо! Еда сама пришла! Сколько ребятишек - то! Ладненькие да складненькие! Вкусненькие, наверное…
Я девочек и мальчиков очень люблю… Надо скорее печку истопить!
Воспитатель: Здравствуй, бабушка! Может, ты не станешь наших
детей есть, а кашку покушаешь!
Баба Яга: Какую - такую кашку? Что это такое и с чем её едят-то?
Воспитатель: Бабушка Яга, ты же из сказки прилетела, должна знать сказки про кашу.
Баба Яга: Какие – такие сказки, ничего не знаю!
Воспитатель: Дети, а вы какие знаете сказки про кашу?
(«Лиса и Журавль», «Горшок каши», «Каша из топора» и др.)
Баба Яга: А из чего варят кашу, из топора что ли?
Воспитатель: Дети, скажите, из чего варят кашу? (из крупы)
Баба Яга: А крупа-то откуда берется, с неба падает что ли? (в поле растет)
Воспитатель: Посмотри, Бабушка, сколько разных растений.
Баба Яга: А назовите мне вот это растение, а теперь это. (Это - рис, это - гречиха, это – просо, это – овёс, это - пшеница)
расскажите, какая крупа получается из этого растения, да из того,
да опять из этого (это пшено, это гречневая крупа, это манная крупа, это овес, это рис)
Баба Яга: Как интересно! Я сама хочу кашу сварить. (берет кастрюлю, ложку) …В кастрюльку – хитрюльку насыплю я риса и залью его водой… Дышит пышет, как живой. Из-под крышки пар клубится, крышка прыгает, звеня. Приходите все учиться кашеварить у меня. Ай да каша хороша, развеселая душа (пробует) Фу-у, как не вкусно! Обманули старую!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, почему у нашей Бабушки Яги каша получилась невкусной? Всё правильно она сделала?
(не вымыла крупу, не добавила соли, сахара, молока, масла)
Баба Яга: Поняла, поняла, сварю-ка я себе манную кашку. Так, сначала манную крупу надо помыть, правильно (нет, манную крупу не моют)Ох, устала я что-то. Вы сами мне покажите, как кашу варить
Воспитатель: Ребята, вставайте в хоровод, покажем и расскажем, в каком порядке надо кашу варить.
(хороводная игра «Раз, два, три - горшочек, вари»)
- Раз, два, три. Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
Молоко мы нальём, до кипенья доведем.
(в середину круга выходит ребенок - «молоко» и т. д.)
- Раз, два, три. Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
Кашу нужно посолить, сахар, масло положить
- Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
И крупу мы насыпаем, дружно всё перемешаем.
- раз, два, три, раз, два, три- ты, горшочек наш, вари.
Каша преет «пых-пых-пых» для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим, и гостей всех угостим.
Каша вышла - то у нас просто класс!
Баба Яга: Ох, и умная я стала! Буду теперь сама каши варить да Кощея кормить!
Воспитатель: Бабушка Яга, а ты сможешь угадать, какие каши любят наши дети?
Баба Яга: Конечно!
- Сейчас дети приготовят тебе задание, а ты потом угадаешь.
Баба Яга: ну давайте делайте, а я мигом угадаю!
(дети берут заготовки: наклеенные картонные горшочки и заканчивают аппликацию крупой)
Баба Яга: Ну-ка, покажите, что у вас там такое, буду угадывать….
(называет крупы (каши, иногда ошибается, дети исправляют)
Ну, молодцы, научили меня всему. Ну что же, а теперь я вам
каши сварю, а вы угадайте, какие. Согласны?
(Баба Яга подходит к печке)
Чуфы –муфы, куры – муры, каши – маши, пуф!
Варись кашка вкусненькая да сладенькая…
Воспитатель: А пока варится каша, давайте споём частушки про кашу.
(Баба Яга поёт вместе с детьми)
1. Посвятим частушки наши мы сегодня славной каше:
пшенной, рисовой, овсяной и, конечно, вкусной манной.
2. Кашу ем я каждый день и здоровым буду,
И, конечно, похвалить кашу не забуду.
3. С детства кашу кушать надо, она лучше шоколада.
Гречку кушай ты с утра - день пройдёт как на ура.
4. Кушай кашу «геркулес» она чудо из чудес.
Кушай, станешь силачом, любая гиря нипочём!
5. Не заваривайте чаю, чаю пить я не хочу, подавайте лучше кашу,
Быть здоровым я хочу!
Воспитатель: Ну, что, Баба Яга, сварилась твоя каша?
(Баба Яга достаёт горшочки с кашами)
Баба Яга: Ай да каша хороша, развесёлая душа!
Вот, посмотрите и угадайте, какая каша в каждом горшочке. (дети называют каши и читают стихи)
1. Это гречневая каша. Эту кашу любит Саша.
Он над кашей не грустит, есть у Саши аппетит.
2. Это пшенная каша.
Нас порадовать с Наташей можно только пшенной кашей
До чего вкусна она, эта каша из пшена!
3. Угадай – ка кашу, Даша. Это рисовая каша.
Рис растет на жарком Юге, не растет у нас в округе.
4. Это манная каша. Эта каша - просто чудо!
А крупа взялась откуда? Из пшеничного зерна получается она.
Баба Яга: А теперь угадайте кашу с закрытыми глазами по вкусу или по запаху. (дети угадывают каши)
Баба Яга пробует кашу: Ай, да каша хороша, развеселая душа – крупяниста, масляниста, да развариста! Эх, повеселиться бы ещё на прощание!
Воспитатель: Ребята, как же нам бабулю развеселить? А давайте ей покажем сказку «Колосок».
(сказка «Колосок»)
(перед домиком на скамеечке с подушками в руках спят мышата,
петушок - за ширмой)
Воспитатель: Жили – были два мышонка Круть и Верть да петушок
Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что песни петь,
плясать да вертеться. Петушок чуть свет поднимался, всех
песней будил и за работу принимался.
Петушок: Ку-ка-ре-ку-у-у. Эй, Круть, эй, Верть, вставайте!
(мышата потягиваются)
Эй, Круть, эй, Верть за работу пора приниматься.
Мышата: Ещё поспим немножко!
Петушок: Ну хорошо, я сам двор подмету. (подметает, находит колосок) Круть, Верть, смотрите, что я нашел.
Мышата: Нужно его обмолотить.
Петушок: А кто будет молотить?
Мышата: Только не я!
Только не я!
Петушок: Ладно, я сам обмолочу!
(уходит за ширму, мышата играют с подушками)
Петушок выходит: Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! (показывает мешочек)
Мышата: Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
Петушок: А кто понесёт?
Мышата: Только не я!
Только не я!
Петушок: Ладно, я снесу.
(уходит за ширму, мышата танцуют и поют)
Мы – мышата Круть и Верть,
Мы умеем песни петь,
Кувыркаться и плясать
И сухарики кусать.
Петушок показывает муку: Круть, верть, смотрите, я муку принес!
Мышата: Нужно тесто замесить, пирожки испечь.
Петушок: Кто будет тесто месить, пирожки печь.
Мышата: Только не я!
Только не я.
Петушок: Видно мне придется (уходит за ширму, мышата играют)
(Выходит Петушок с пирожками на подносе)
Мышата: Ох, и проголодались мы! (тянутся за пирожками)
Петушок: Подождите, подождите!
Вы мне сначала скажите, кто колосок нашел?
Мышата: Ты нашел!
Петушок: А кто колосок обмолотил?
Мышата: Ты обмолотил.
Петушок: А кто зерно на мельницу носил?
Мышата: Ты носил.
Петушок: А кто тесто месил, пироги пёк?
Мышата: Всё ты, всё ты
Петушок: А вы что делали!
(мышата, пятясь, уходят за ширму)
Петушок: Не за что таких лентяев пирогами угощать! Лучше я
детей угощу!
Петушок: За ваши знания и старания вам гостинцы от меня –
пирожки румяные, булочки - пышки, кушайте, детишки!
Ум и силу развивайте и нас вспоминайте.
Воспитатель: Спасибо, приходите к нам в детский сад хлеб, кашу
кушать, да сказки слушать…
(ГЕРОИ ПРОЩАЮТСЯ И УХОДЯТ, ПОТОМ УХОДЯТ ДЕТИ)