Валентина Ткачева
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Всё о снеге»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе
Цель:
формировать экологические знания дошкольников, закреплять и расширять представления детей о свойстве снега; воспитывать желание узнавать, что-то новое; продолжать знакомить детей с данным явлением, помочь установить связь между природными явлениями и временем года; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; развивать тактильные ощущения.
Публикация «Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию „Всё о снеге“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Методы и приёмы:
игровой (внесение игрового персонажа).
наглядный (фланелеграф «Зимний пейзаж»).
практический (опыты)
словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Изготовление объектов для фланелеграфа вместе с детьми «Зимний пейзаж»
Чтение энциклопедии, рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Где на Земном шаре вечные льды?», «Зимушка Зима».
Демонстрационный материал:
Ёмкости со снегом, прозрачные стаканы на каждого ребёнка, гуашь, формочки для снега, голубая бумага для рисования, белая бумага для поделок - снежки, цветные карандаши, кисточки, игрушка Тигрёнок.
Ход занятия.
Ребята стоят полукругом.
Воспитатель загадывает загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Воспитатель: как вы думаете, ребята, про какое время года загадка, и объясните свой ответ.
Ответы детей:
Олег. Эта загадка про зиму, только зимой может занести, запорошить дорожки.
Настя. Зимой можно кататься на санках.
Воспитатель: Правильно, ребята. Расскажите, что вы знаете о зиме?
Ответы детей:
Кирилл: зимой холодно, дует холодный ветер (северный)
Алина: много снега из него можно лепить снеговиков, крепости.
Надя: снег тает на ладони и не тает на варежке, хрустит под ногами.
Андрей: на снегу можно оставить следы, снег имеет цвет он белый.
Дима: зимой мы тепло одеваемся, деревья без листьев
Воспитатель:
Молодцы, как много вы знаете о зиме.
Слышится стук в дверь.
Воспитатель: ребята к нам кто-то стучится. Посмотрим, (воспитатель вносит в группу игрушку - Тигрёнка).
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришел - Тигренок.
Тигрёнок: Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Попробуйте отгадать мою загадку:
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, скажу я прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
Ответы детей
Надя: Воды.
Тигренок: Правильно, вода. Мне мама рассказывала, что вода может превращаться в снег.
Ребята, вы знаете, я живу в Африке и ни разу не видел снега и не знаю, что с ним делать.
Воспитатель: Как хорошо, что ты к нам пришёл, Тигрёнок. Мы как раз о зиме говорили.
Тигрёнок: очень хорошо, ребята вы мне расскажите, что вы знаете о зиме мне так интересно. А что это у вас в ведёрке? (Ведёрко накрыто салфеткой)
(Тигрёнок запускает лапу в ведёрко, дотрагивается до снега) Какой холодный.
(воспитатель проходи т с ведёрком наполненным снегом, накрытым салфеткой, мимо детей. Дети трогают снег и определяют на ощупь, что же в ведре).
Воспитатель: Ребята, что это? Кто догадался? (дети щупают снег под салфеткой).
Ответы детей
Дима: Это снег. (Все дети, трогают, снег не глядя в ведёрко.)
Воспитатель: ребята, почему вы решили, что это снег, объясните?
Ответы детей
Алина: снег – холодный, из него можно слепить комочек.
Воспитатель: снимает салфетку и уже показывает без салфетки ведёрко со снегом.
Воспитатель: Да, ребята, это снег. А теперь скажите, какой же у нас снег?
Ответы детей
Арсений: у снега есть цвет - белый, он холодный, пушистый, мягкий, мокрый.
Воспитатель: ребята, я взяла снег в руки. Что с ним стало, что это течёт у меня из руки.
(снег растаял, получился ручеёк).
Я вам загадаю загадку, а вы попробуете отгадать:
Мягкий он, а не подушка.
Липнет он, а не пушок.
Он холодный, как лягушка,
А согреешь, ручеёк.
Ответы детей
Дети хором: Это снег.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно про снег сказали.
Физкультминутка «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу)
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком. (кругообразные движения руками)
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла. (дети показывают улыбку, глаза)
Но солнце припечет слегка
- Увы,. и нет снеговика. (дети присаживаются на корточки)
Дидактическая игра: «Назови двумя словами»:
-шуба, шапка, варежки… .(зимняя одежда)
-санки. Коньки, лыжи… .(спортивный инвентарь)
-унты, валенки, кожаные меховые сапожки (зимняя обувь)
-воробей, снегирь, синица (зимующие птицы)
-лед, снеговой сугроб, снежинка (зимнее состояние воды)
Как по - вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общем названии предметов (зимняя). А какое сейчас время года?
Ответы детей
Дима: сейчас зима.
Тигрёнок: А в какие игры можно играть зимой, расскажите мне так интересно.
Ответы детей
Полина: лепить снеговика, играть в снежки.
Катя: скатываться на ватрушке с горки, кататься на санках, коньках, лыжах.
Тигрёнок: А, давайте, мы тоже поиграем в снежки, у нас и снег здесь есть.
Воспитатель: Поиграть - то конечно можно. Ребята, а со снегом можно в группе играть?
Ответы детей
Лера: в группе и в здании со снегом не играют.
Воспитатель: А мы снежки из бумаги сделаем, (у каждого ребёнка под стульчиком лежит лист белой бумаги). Ребята, чем похоже бумага на снег? (цветом- белый и снег, и лист бумаги). Правильно. Мы сомнём бумагу в комочек, и получится снежок.
Тигрёнок: ребята, я тоже в снежки поиграть хочу! Примите меня в игру.
Воспитатель: ну конечно, Тигрёнок, мы примем тебя в игру, делай вместе с нами снежки.
(игра в снежки с сопровождением песни «Мы в снежки играем смело, ах какое это дело…»)
Воспитатель: а давайте проведём опыты со снегом
ОПЫТЫ
1. Ребята, давайте сравним снег со льдом по их свойствам и качествам, назовём сходство и отличия. У вам на столах ёмкость со льдом, это нужно для опытов, посмотрите, руками ничего не трогайте, а почему нельзя - вы, наверное, уже догадались
Ответы детей (снег от тепла тает… .)
2. Посмотрите на снег, потрогайте его ладошками. Какой он?
– холодный, мягкий.
Какого снег цвета?
– белого.
Есть в снегу крупинки? Что ещё белого цвета на ваших подносах?
-соль. Потрогайте рукой соль.
Какая она?
– рыхлая, рассыпчатая, мягкая, теплая…. по цвету белая…
3. Потрогайте льдинку. Какая она?
Ответы детей. Дима: твердая
Что напоминает вам льдинку?
Ответы детей Алина: стекло
Почему льдинку нельзя вставить в окно?
Ответы детей Лера: лёд в тепле тает.
Скажите, с чем связано появление снега в природе и льда?
Ответы детей : Андрей: снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды.
Воспитатель: Сначала я вам почитаю потешку, а потом мы поиграем:
Тихо падает снежок,
То зима пришла, дружок!
Мы играем, веселимся,
И мороза не боимся!
А теперь поиграем в снежки, будем бросать друг в друга, потом соберём снежки в корзину.
Воспитатель: Ничего не пойму. Ребята, мы сегодня с прогулки вместе с вами снег принесли. Куда же он делся? Как вы думаете?
Ответы детей
Полина - снег растаял.
Воспитатель: А почему же он растаял?
Алина: потому что в группе тепло, а снег в тепле тает.
Воспитатель: Правильно, ребята, снег в тепле растаял. И вместо него осталась вода. Значит, снег - это вода. Ребята, а если опять эту воду вынести на улицу, на мороз, получится опять снег?
Ответы детей- некоторые говорят да, некоторые - нет.
Воспитатель: а, если вынести воду на мороз, то она замёрзнет и получится что?- лёд. Если на улице тает снег, а потом опять мороз -то получится гололёд, скользко, плохо идти; читает загадку про лёд:
1) Прозрачен как стекло,
Да не вставишь в окно, (лёд)
2) Зимнее стекло-весною потекло. (лёд)
3) Рыбам зиму жить тепло. Крыша толстое стекло. (лёд)
4) Зимнее стекло весною потекло (лёд)
Тигрёнок: ну вот не успел поиграть, а так хотелось.
Воспитатель: не печалься Тигрёнок, мы тебе с ребятами зиму нарисуем снежинки, снежные сугробы.
Дети рисуют сугробы, снежинки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, Тигрёнок так рад. Говорит, что про снег он теперь много знал, и делать снежки научился и играть в них. Пора ему уже возвращаться, а то его мама будет искать. Ребята, давайте Тигрёнку на память подарим рисунки о зиме. (Дети отдают рисунки)
(Тигрёнок уходит).
Воспитатель: Поиграем, ребята, в русскую народную игру "Снежная баба"
Ход игры: Снежная баба сидит, спит на сугробе. Дети идут притопывая к снежной бабе.
Дети поют:
Баба снежная стоит
Ночью дремлет, днями спит.
Вечерами тихо ждёт,
Ночью всех пугать идёт.
На эти слова снежная баба просыпается и догоняет детей: кого обняла, тот становится снежной бабой.
Воспитатель (после игры подводит итог занятия - рефлексия): спрашивает о зиме, о снеге, что они сегодня узнали нового. Какие выводы для себя сделали.