Ирина Худякова
Конспект интегрированной ОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Грачи открыли весну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе
Тема: «Грачи открыли весну»
Выполнил воспитатель: Худякова Ирина Сергеевна
Челябинск,2023г
Задачи образовательной области:
«Речевое развитие»
Формировать у детей последовательно пересказывать текст;
- закрепить у детей умение пересказывать подробно текст;
Публикация «Конспект интегрированной ОД по развитию связной речи в подготовительной группе „Грачи открыли весну“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать и активизировать словарь признаков по теме «Весна»;
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полный предложениями;
- развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения предсказыванию;
- развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
- закреплять словообразования приставочных глаголов
Воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой высказывание других детей, воспитывать у детей чувство коллективизма;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предпосылки формирования универсальных учебных действий
Коммуникативные – развивать умение слушать и отвечать на вопросы
Познавательные – формировать умение обобщать, анализировать, делать выводы
Регулятивные – развивать умение осуществлять действие по образу и заданному правилу;
- развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Планируемые результаты:
Дети грамматически верно конструируют предложения с предлогами, последовательно составляют по картинке.
Форма организации детей:
групповая
Форма работы:
интегрированная образовательная деятельность
Предварительная работа:
Наблюдение, предмет наступающей весны в природе с воспитателем и родителями, повторение весенних месяцев, повторение и различение перелётных и зимующих птиц; игры и упражнения «Четвёртый лишний», «Улетают – не улетают», «Кто и где, как зимуют»; изготовление из бумаги в технике оригами птиц. Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Оборудование:
Текст рассказа «Грачи открыли весну», репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», карточки с изображением птиц – Грач; шапочки «Грачи» на каждого ребёнка.
Мотивационная часть:
Воспитатель показывает репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Основная часть:
Воспитатель: дети, а когда к нам прилетают грачи? (Весной)
Сегодня на занятии мы продолжим разговор о весне. Я прочту вам рассказ «Грачи открыли весну», а вы слушайте внимательно.
Содержание ОД
ОО Формы работы (вид деятельности) Наличие средства у детей Образные задачи Планируемые результаты
Воспитатель: ребята, я сегодня шла на работу, а за мной летела и радостно трещала сорока. Я поняла, что она хочет мне что-то сказать. И сорока рассказала радостную весть о том, что уже возвращаются с зимовки грачи – самые первые вестники весны. Оказывается, грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперенье. Перелетают они в поисках корма (воспитатель показывает карточку грача). Сорока нам предлагает совершить увлекательное путешествие в сквер или парк.
Воспитатель: тогда надо собираться в дорогу стройтесь друг за другом, беритесь за руки. В парке ещё сыро и грязно надо перешагивать лужи и грязь (Идут то высоко поднимают ногу, то широко шагая, как бы перешагивая препятствия).
Воспитатель: Стойте! Тихо! Не спугните птиц. Садитесь удобнее (Дети садятся за столы). Речевое развитие Рассказ воспитателя Иллюстративный материал Формирование целостного впечатления об изображённом на картине У ребёнка сформировано впечатление о картине
Воспитатель: Давайте вместе посмотрим ещё раз на картину великого русского художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (молчаливое целостное восприятие). Найдите на картине приметы ранней весны. Всмотритесь в небо на картине. Какое оно? Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой берёзы. Речевое развитие Беседа и рассматривание репродукции картины Репродукция картины А, К. Савраова «Грачи прилетели» Формирование об целостного впечатления изображённом на картине, развитие и умение рассматривать пейзажи. У детей формируется впечатление о картине, обогащается словарный запас.
Детёныши грача (птенцы) – грачонок, грачата их мать – грачиха.
Их гнёзда – грачиные.
Скопление гнёзд – грачевник. Развитие речи Образование родственных слов от слова ГРАЧ Формирование лексико-грамматических категорий У детей формируется умения в словообразовании, умения подбирать родственные слова.
Едва начинает таять снег, возвращаются с зимовки грачи. С громкими и радостными оглушительными криками «Гра – гра – гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве. Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев. Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство. Грачи умные и понятливые, хорошо подражают разным звукам. Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей. Развитие речи Рассказывание или (чтение) воспитателем рассказа «Грачи открыли весну» на фоне картины Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ. Развитие произвольного внимания, формирования понимания причинно- следственных связей между событиями в рассказе. У детей формируется понимание причинно- следственных связей между событиями в рассказе.
Воспитатель: ребята, вы слышали как грач приглашает поиграть с ним. Подвижная игра «Грачи прилетели». Дети – грачи надев «шапочки» выполняют действия, соответствующие приставочным глаголам по указанию воспитателя.
Воспитатель: ранней весной в парк прилетели грачи (прилететь, перелететь, долететь, подлететь, облететь, отлететь, полететь, улететь, слететься). Речевое, физическое развитие Физкультминутка про птиц. Речевое сопровождение, двигательный образ Закрепление словообразование приставочных глаголов У детей сформирована потребность в двигательной активности через выполнения упражнения с приставочными глаголами.
Признаки (какие) – синевато – чёрные, небольшие, шустрые, умные, дружные, общительные, полезные, перелётные. Действие (что делают) – летают, кричат, вьют гнёзда, клюют, защищают, ловят жуков, открывают весну Развитие речи Лексико – грамматическое упражнение по прослушанному тексту, подбор признаков и действий к слову «Грачи» Формирование умений подбирать признаки и действия к предметам У детей формируется умения подбирать признаки и действия к предметам
Воспитатель: Я вам ещё раз расскажу рассказ о грачах вы слушайте очень внимательно и запоминайте. Развитие речи Повторное чтение (рассказывание) рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ. Развитие произвольного внимания, памяти, формирование временной последовательности происходящего в рассказе У детей формируется понимание временной последовательности происходящего в рассказе.
Как зимуют грачи? Где и как строят жилища? Как ведут себя грачи в грачевнике? Чем питаются грачи? Какую пользу приносят грачи? Развитие речи Коллективное составление вопросительного плана с помощью воспитателя. Формирование умений отвечать на проблемные вопросы по образу с использованием сложноподчинённых предложений с придаточными причинами У детей формируется умение отвечать на проблемные вопросы, умение составлять сложноподчинённые предложения.
Отлично! Ребята вы молодцы. Развитие речи Пересказ по цепочке по составленному плану Способствовать формированию умения пересказывать рассказ после чтения воспитателя. Способствовать развитию у детей грамматический правильной фразовой речи. У детей формируется умение пересказывать рассказ близко по тексту
Заключительная часть
Что мы узнали и запомнили о грачах? На память о наших друзьях я предлагаю вам сделать плакат (стенгазета) «Мы встречаем птиц» (Дети наклеивают птиц, выполненных в технике оригами на кануне занятия.
Воспитатель: ребята, мне очень понравилось с вами заниматся, вы выполнили задание хорошо. Молодцы!
Художественно – эстетическое развитие Коллективная аппликация с элементами рисования Учить создавать условия для отражения рисунке весенних впечатлений. Развивать чувство формы и композиционные умения. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции.