Галина Анатольевна Жидкова
Конспект интегрированной НОД «Звонче птичьи голоса, к нам идет весна-красна» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
"Звонче птичьи голоса, к нам идет весна-красна"
Ход НОД
Вводное слово воспитателя.
Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года» «Весна», под музыку читается загадка:
Воспитатель: «Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса –
Вот и к нам пришла (весна)»
- Ребята, а как вы узнали, что пришла весна? Назовите первые признаки весны. (Тает снег; солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое и ясное; люди снимают шубы и теплые шапки, надевают легкие куртки; прилетают перелетные птицы)
- Ребята, давайте вспомним весенние месяцы.
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Звонче птичьи голоса, к нам идет весна-красна“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Дети: первый весенний месяц – март.
Софья: В марте солнышко печёт,
В марте с крыш вода течёт.
И расцвёл подснежник в срок -
Первый мартовский цветок.
Воспитатель: А как называется второй весенний месяц?
Дети: Второй весенний месяц – апрель.
Даша: Последний снег в апреле тает,
Все рады солнцу и весне.
С весёлой ласточкой ко мне.
Воспитатель: А как называется последний месяц весны?
Дети: Последний весенний месяц - май.
Миша: В небе голубом, весеннем
Грянул первый майский гром.
Солнце землю согревает,
Расцветает всё кругом.
Воспитатель: Пришла весна! Послушайте и скажите - о ком мы сегодня будем говорить?
Звучит музыкальное произведение «Голоса птиц»
Дети: о птицах.
- Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним птиц, которые зимовали в наших краях, в нашем родном поселке.
Дети читают стихи, держат в руках картинки птиц.
илана: Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко «кар-р-р-р»
Артем: Люди на улице
Подняли головы:
Голуби, голуби,
Белые голуби,
Шумом их крыльев
Город наполнен,
Людям о мире
Голубь напомнил.
Аминат: Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам синица.
Софья: Эти маленькие пташки
В серых будничных рубашках
Всё клюют, чем угощают,
Даже крохи подбирают.
– Чик, чирик, – везде свои,
Непоседы воробьи.
Миша: В чаще слышится тук-тук,
Значит с деревом недуг.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу дятел.
Соня: По ночам звучит в лесах
Страшным эхом «ух» да «ах».
Что за странные слова?
Это ухает сова!
Воспитатель: Вот сколько птиц находились рядом с нами зимой, назовите их одним словом.
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Как вы думаете, почему эти птицы не улетели в теплые страны?
Дети: Эти птицы могут найти для себя корм даже зимой.
Воспитатель: Чем же питались пташки зимой?
Дети: семечки, семена растений, хлебные крошки, зерна, ягоды калины, рябины, синица- несоленым салом.
Воспитатель: Да, трудно было перезимовать им, но мы с вами помогали птицам. Какую помощь мы им оказывали?
Дети: С родителями смастерили кормушки, повесили их на деревья, насыпали корм.
Воспитатель: И вот, наступила долгожданная весна.
Звучит музыкальное произведение «Звуки природы»
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
И в овраге звонко льётся
Разговорчивый ручей.
После зимней тишины
После стужи зимней
Из-за гор, из-за морей
Прилетают птицы.
- Вот и со мной пташки прилетели.
Дети читают стихи, держат в руках картинки птиц.
Петя: Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Даша: Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней!
В чистом поле — домик твой.
В ясном небе — песня.
Егор: Трясогузка, чудо-птица,
Ты милей мне ярких звёзд.
Ты… Но скрылась баловница,
Повернув свой быстрый хвост.
Петя: Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
Воспитатель: Как назвать одним словом птиц, вернувшихся из теплых стран?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: Верно, перелетные птицы, первыми весной прилетают грачи, а за ними уже летят и другие птицы: жаворонки, скворцы, ласточки.
- Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в парке, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут неподалеку от дома, надо знать. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Разные птицы подают голос по-разному. Вы знаете, что из звуков, которые они издают, образовались названия некоторых птиц.
– Синь-синь! – посвистывает синица.
– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
– Гра-гра! – представляется грач.
– Сквор-сквор! – поют скворцы.
– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
- А сейчас поиграем в игру на внимание. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно потопать.
Проводится игра «Прилетели птицы»
- Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети топают.)
Воспитатель. Что неправильно, почему?
Дети. Мухи – это насекомые.
Воспитатель. Продолжим.
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети топают.)
Воспататель. - Снова ошибка? (Ответ детей)
- Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети топают.)
Воспитатель. - Что не так? Разве я ошиблась? (Ответ детей)
- Ну, давайте еще раз попробуем!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
- Похлопайте себе за внимание.
Воспитатель: Ребята, хотите полетать, с птицеловом поиграть?
Дети: Да!
Все хором произносят считалку:
Тили-тели, птички пели,
Взвились - к небу полетели.
Стали птички гнёзда вить.
Кто не вьёт - тому водить.
Проводится игра «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы» ходят, кружатся вокруг него и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют
Дружно все весну зовут.
Ай! Птицелов идёт,
Он в неволю нас возьмет!
Птицы, улетайте!
Ну-ка не зевайте!
«Птицелов» начинает искать «птиц», они привлекают его внимание характерными звуками, хлопками. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный играющий становится «птицеловом».
Дети проходят на ковер, звучит музыкальная заставка для игры.
Воспитатель: Я приглашаю вас на игру «Знатоки птиц». Птиц очень много, сейчас я задам вам несколько вопросов, постарайтесь на них ответить, за каждый правильный ответ вы получаете на память вот такую пташку.
Дети садятся за игровой стол, в центре- юла со стрелкой, на игровом поле вопросы.
В о п р о с ы:
- Какую птицу люди называют «почтовой» (голубь)
- Какую птицу называют «воровкой» (сороку)
- Кто выводит птенцов зимой (снегири)
- Какие птицы жили у бабуси? (два веселых гуся)
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла, 15 см)
- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (стриж)
- Как называется птичий дом (гнездо)
- Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки.
(«Гуси-лебеди»)
- Какую птицу называют санитаром леса (дятел)
- Какая птица имеет хвост в виде рожек? (ласточка)
- Какая птица заставила плакать бабку и деда из-за яйца? (Курочка Ряба)
- Какую птицу называют «мудрая»? (сова)
- Почему весной птицы садятся на лошадей, коров, овец? (выщипывают шерсть из животных для подстилки гнезд)
- Какая птица не вьёт своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнёзда (кукушка)
- В воде купался, а сухим остался. (гусь)
В середине игры – Музыкальная пауза (звучит музыкальная запись «Дятел»)
Воспитатель: Отлично, а сейчас немного отдохнем, повернитесь друг к другу спиной:
Выполняют массаж спины «Дятел».
Дятел жил в дупле пустом. Ладошки-чашечки похлопывание по спине.
Дуб долбил, как долотом.
Тук – тук – тук, тук – тук – тук! Поколачивание пальцами.
Долбит дятел крепкий сук.
Дятел в дуб все тук да тук… Постукивание ребрами ладоней.
Дуб скрипит: «Что там за стук?»
Дятел клювом постучал, Поглаживание ладошками.
Постучал и замолчал,
Почему он замолчал?
Дети: Потому, что он устал.
Воспитатель: Понравился массаж? Продолжим…
Подводится итог игры, поздравляется победитель. Дети переходят к столу для эксперимента (на столе лежат- листы бумаги, жир, вода, салфетки для рук)
Воспитатель: А вы помните, я задавала вопрос о гусе - в воде купался, а сухим остался. Как вы думаете, почему?
Дети: Гусь - водоплавающая птица, защищает свои перья жиром, который находится в сальнике в хвостовой части.
Воспитатель: Копчиковая железа выделяет жир, который птица своим клювом мажет на оперение, после этого им не страшна вода.
- Давайте проверим, так ли это? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте чистой. На поверхность листа капните водой, что вы обнаружили?
ети: Увидели, что вода скатывается по поверхности листа, смазанного жиром, а вторая часть листа впитала воду и бумага промокла.
Воспитатель: Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода». Давайте оставим наши листочки, потом попробуем провести этот опыт еще раз. А сейчас, расправляем крылья и летим на свои места - на стулья.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Ребята, подскажите мне, пожалуйста, для чего птицы возвращаются из теплых стран к себе на родину?
Дети: Они вьют гнёзда и выводят потомство.
Воспитатель. Верно, они возвращаются, чтобы вывести птенцов. Давайте, я буду называть птицу, вы называете детенышей этой птицы.
Игра с мячом «У кого кто?»
У грача – грачата
У совы – совята
У вороны – воронята
У скворца – скворчата
У стрижа – стрижата
У кукушки – кукушата
У орла – орлята
У сороки – сорочата
Воспитатель: Вот такие птенцы выводятся весной, мы с вами знаем, что птиц в природе множество, и они разные. Чтобы описать внешний вид птиц, можно использовать много слов, сейчас мы сыграем в игру «Назови одним словом» - я буду называть два простых слова, а вы- одно сложное, например:
Птица с большими глазами – большеглазая
Птица с красной головой – красноголовая
Птица с черным крылом – чернокрылая
Птица с короткими ногами – коротконогая
Птица с большими крыльями - большекрылая
Птица с красной щекой – краснощекая
Птица с длинным хвостом - длиннохвостая
Птица с белым боком – белобокая
-Трудные слова, хорошо поработали наши ум и язык? Ну, а сейчас я предлагаю поработать руками. На память о нашем занятии, каждый сделает себе птичку, а какую птицу- нам расскажет Кирилл.
Кирилл:
Длиннохвоста, белобока
Говорливая сорока.
На верхушке дерева высоко сидит,
Об опасности в лесу всех предупредит!
Конструирование из бумаги «Сорока-белобока»
Воспитатель уточняет последовательность работы.
Звучит музыкальная запись «Звуки весны».
Рефлексия
- Ребята- молодцы! Какие красивые получились у нас птицы, покажите их друг другу. Вам понравилось занятие, что понравилось больше всего?
- А что вы расскажите о нашем занятии своим родителям?
- Давайте поблагодарим наших гостей, надеюсь им не было скучно. Я говорю вам всем спасибо, и предлагаю нашим сорокам собраться в дружную стаю и полететь поиграть на площадке.