Ангелина Нусс
«Берегите планету Земля». Конспект интегрированной НОД по экологии для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД:
Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
Здравствуй солнце!
Здравствуй небо!
Здравствуй вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя.
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим свои улыбки (смайлики из бумаги, и пусть у всех будет хорошее настроение.
А сейчас закройте глаза,
Раз, два, три
в сказку про Незнайку попади.
Незнайка – воспитатель. С подарками. С мешком.
В: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? А… Земля. А какую форму она имеет? Наверное, квадрат. Только шар этот такой большой, чтобы объехать его, нужно много месяцев. Подскажите, как называется модель земли? Правильно, глобус. Мой друг Знайка приготовил вам картинки. Внимание на экран. Давайте посмотрим вместе.
Слайд 2. «Что это? Посмотрите, это фото солнечной системы, наша планета какая по счету от Солнца?». Ответы детей.
Слайд 3. «Это тоже Земля. Правда красивая?»
Слайд 4. «И это картинка нашей планеты. Что вы здесь видите?»
Ответы детей.
В: Ребята, вы ничего не слышите?
Звучит сигнал «SOS».
НЕЗНАЙКА. (воспитатель) Что-то случилось?
В: Ребята, это сигнал «SOS», сигнал бедствия, что – то случилось, кто – то просит о помощи, посмотрите на экран.
В: Оказывается, наша планета в опасности.
В: Люди загрязняют и уничтожают природу Земли. Какой вы видите ее на картинке?
Д: Серой, грязной.
В: Какое настроение у планеты, ее животных и растений?
Д: Грустное, печальное.
В: Какая вам больше нравится планета?
Д: Голубая, чистая.
В: Планету голубой, чистой, прекрасной хотят видеть все люди.
Что же делать? Поможем нашей Земле? Скажите, кто лечит людей? Ветеринар.
Д: Нет, доктор.
В: А кто лечит животных?
Д: Ветеринар.
В: Но есть люди, которые посвятили свою жизнь нашей планете и ее природе. Как их называют, вы узнаете в конце занятия.
В: А сейчас поспешим на помощь.
А вы будете моими помощниками? Тогда помощник, Нина, послушай, как дышит наша планета. (Надену белый халат и шапочку доктора девочке и даю ей фонендоскоп, она «слушает глобус»).
Ты что-нибудь слышишь?
Да, ребята, очень тяжелое дыхание у нашей планеты.
Отгадайте загадку: «Такой маленький, что в любую щель пролезет». Правильно, это воздух.
В: На нашей планете больное место – это воздух.
Какой он, ребята? Что вы про него знаете? (Невидимый).
Я вам напомню…
«Знакомство со свойствами воздуха»
Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)
Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.
Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.
Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан.
Делаем вывод: воздух занимает место.
Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки, да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).
- Давайте проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло? (Нечем дышать, не хватает воздуха). Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие. Проведем опыт. (3 ребенка надувают шарики). Вот как работают наши легкие. Чем мы дышим? (Кислородом). А что выдыхаем? (Углекислый газ). Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух? (Наши легкие повиснут, как эти воздушные шарики, люди не смогут жить и все живое погибнет). Ребята, как вы думаете, почему многие люди часто болеют? (Воздух на земле очень загрязненный). Почему так происходит? Вот вам конверт, в нем картинки.
Соберите пазл «Загрязненный воздух»
и мы узнаем, что загрязняет нашу планету! (несколько детей)
В: Расскажите, что вы видите.
Д: Заводы, выпускающие грязный ядовитый дым, автомобили и их выхлопные газы, дым от пожаров.
В: Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию?
Д: Установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях.
В: Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы!
Как вы помните, для чего нужен воздух и кому?
Д: Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением животных, которые не могут без неба и расположить их на фон неба.
Индивидуально спросить, кого ты выбрал, назови, где живет.
В: Вы сказали, что воздух нужен всем живым организмам. Давайте сделаем:
дыхательную гимнастику.
Голову поднимем выше,
Чистым воздухом подышим.
Вправо, влево повернемся,
И друг другу улыбнемся.
Подыши одной ноздрей,
А теперь дыши другой.
Все мы дружно подышали,
С воздухом мы поиграли.
В: Снова слышится сигнал «SOS».
Земля, что с тобой -O-?
Отгадайте еще одну загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (воды)
Предложить ребенку рассмотреть в лупу глобус, место где изображена вода.
В: Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная). Где живет вода? (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.). Мы с вами знаем, что вода бывает разная, какая? (Пресная и солёная, морская). Можем ли мы пить морскую воду? Давайте попробуем. (Пьют из одноразовых стаканчиков, говорят, что пить её нельзя, так как она очень соленая). Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным). Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются.
Почему это происходит?
Сейчас мы узнаем, что еще загрязняет нашу планету! Вызвать несколько человек.
«Соберите пазл «Загрязненная вода»»
В: Расскажите, что вы видите.
Ответы детей
В: Да, ребята. Грязная и мутная вода течет из труб в наши реки и озера. Обитатели рек, морей и океанов гибнут в грязной воде.
Как мы можем помочь воде и ее обитателям?
Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканах. - Чем она отличается? (В одном стакане – чистая вода, в другом - грязная) - В какой воде могут жить рыбы, раки, растения, а в какой не могут? Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра (ваты, чтобы она стала чистой. - Что вы видите на бумаге? (Мелкие частицы песка) - Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище? (Одинаковая) Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.
Вывод: прозрачность воды зависит от количества находящихся в ней веществ, чем больше веществ, тем меньше прозрачность воды.
В: Вода отфильтрованная, чистая. Значит, как можно помочь обитателям вод и очистить реки и озера.
Д: Поставить фильтры, надо построить очистные сооружения, посадить по берегам реки защитные лесопосадки, не бросать мусор в воду.
В: В нашей реке отфильтрованная чистая вода (показывает картинку с изображением озера, давайте вернем в чистую речку ее обитателей).
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением обитателей водоемов (рыб, водорослей, земноводных) и расположить их на фон озера.
Индивидуально спросить, кого ты выбрал, назови, где живет.
Подвижная игра «Море волнуется раз…»
И опять дети слышат сигнал «SOS».
Воспитатель загадывает загадку:
Черным - черна, но не страшна,
Всем людям мать-кормилица она.
Д: Земля.
«Соберите пазл «Загрязненная почва» и мы узнаем, что загрязняет нашу планету!»
Но человек загрязняет не только воздух, но и почву
Возьмём контейнер, насыпаем в него песок, сверху положи губку – это слой почвы. Контейнер можно поставить под наклоном, ведь земля не везде ровная. Представим, что, какое – то вредное вещество попало на почву (капнуть чернила).
- Какие вредные вещества вы знаете?
Д: Бензин, краска, лак, ртуть и многое другое.
- Вы видели, где – нибудь, чтобы вредные вещества попадали на почву?
(дети приводят примеры попадания в почву вредных веществ).
- Правильно! Кажется, они лежат и ни кому не мешают. Но вот пошёл дождь! (воспитатель поливает из лейки на губку).
- Что происходит!
(ответы детей: Грязная вода пошла глубже в почву.)
- Исчезло ли вредное вещество?
(Дети: Нет.)
- Если оно не исчезло, то куда оно делось?
(дети высказывают свои предположения).
- Посмотрите, по желобку в пустую чашку, стекает грязная вода. Как вы думаете, а в природе, куда она попадает?
Дети: - В реки, озёра, моря, океаны.
ВЫВОД: Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. А мы с вами пьем эту воду, купаемся в речках и озерах. ДОЛЖНО ПРОЙТИ ОЧЕНЬ МНОГО ЛЕТ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОДА СНОВА СТАНЕТ ЧИСТОЙ!
Дети рассказывают.
В: Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю.
Я слышал, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. В нашей группе 26 детей и трое взрослых. Сколько же мы выбрасываем мусора!
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
А. Усачев
В: Оказывается, загрязняя воздух и воду, мы загрязняем почву.
Предлагаю провести опыт.
Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения в природе.
Содержание опыта: Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их). Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Я совсем забыл, у меня есть для вас подарок. (Достать мешок с мусором). Это для вас!
В: Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор?
Д: Нет, он выделает вредный дым.
В: А закапывать в землю?
Д: Нет, не всё сгнивает в земле.
В: Ребята, а вы знаете, что такое металлолом?
Д: Это все, что сделано из металла.
В: А макулатура?
Д: Это все бумажные отходы: картон, старые газеты.
В: Можно ли их как-то использовать?
Д: Застилать пол во время ремонта, выполнять разные бумажные поделки и прочее.
В: А как используют пустые бутылки из стекла?
Д: На заводе их моют, а потом в них опять что-то наливают. Это называется стеклотара.
В: Чтобы нашей планете стало легче, научите меня сортировать мусор.
Проводится игра «Рассортируем мусор». Дети надевают перчатки и складывают в отдельные пакеты:
бумага, картон - макулатура,
пакеты - полиэтилен,
пластиковые бутылки - пластмасса,
баночки, жесть - металлолом,
яблоко, картофель - пищевые отходы
батарейки - отдельно.
и т. д.
В: Вы должны знать, что из бумаги делают упаковочный материал, картон. Металл переплавляют и снова используют. Разбитое стекло перерабатывают и добавляют в строительные материалы. Сейчас в нашей стране тоже стали сортировать мусор в специальные контейнеры. Подойдите к экрану, посмотрите, что придумывают люди, чтобы сохранить нашу планету.
Слайды с 6 по 10.
В: А вы знаете, почему раньше мусора не было - деревянное, если ломалось сжигалось в печи; негодные железные вещи переплавлялись в кузнице на что- то другое; одежда была такая крепкая, что передавалась от бабушки к внучке.
В: Игра «Хорошо - плохо» (в кругу) отвечать на вопросы ГОСТЕЙ быстро, громко, внятно и в микрофон.
1. Что будет, если не вывозить мусор из контейнера?
2. Нужна ли свалка и зачем?
3. Красиво ли смотрится свалка около речки, леса или на поляне?
4. Как уничтожают мусор на свалке?
5. Где перерабатывается бытовой мусор?
6. Какие природные богатства нам нужно сберечь?
Молодцы, ребята! Правильно и быстро ответили на все вопросы!
В: Молодцы, ребята, я слышу, что наша Земля облегченно вздохнула, повеселела, кажется, ей стало легче.
Звуки природы. Включить.
В: Я слышу, как поют птицы, стрекочут стрекозы. (Включить диск «Звуки природы»). А кто же эти люди, которые следят за сохранением растений, животных, чистотой воды и воздуха. На пазлах, которые вы собирали с обратной сторону есть буквы.
Предложить Олегу и Вере Л., чтобы они нашли 6 букв и составили слово. Дать подсказку. Это слово начинается на «Э». Получилось слово «Эколог».
В: Вы поняли, кто такие экологи?
Д: Люди, которые следят за сохранением растений, животных, чистотой воды и воздуха.
В: В природе нет не нужных или лишних, здесь важно все: от гигантского Солнца на небе, до маленького муравья в траве. А экология — это наука, которая изучает законы природы. И если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах, вкусные и полезные фрукты и овощи.
Рефлексия.
В: Подведем итог. Я буду предложение начинать, а вы продолжите (ответы в микрофон):
- Я узнал на занятии…
- Я удивился…
- Я запомнил…
- Больше всего мне запомнилось…
В: Сегодня вы еще раз доказали, что вы по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Хочу вас за это наградить. Большое спасибо вам за помощь! Получите награды!
Незнайка и гости надевают детям медали «Юный эколог». Какие красивые медали, кто прочтет, что на них написано?
Почему юный эколог?
В: предлагаю вам послушать девиз «Юных экологов». Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ ЗЕМЛЮ МЫ ЛЮБИТЬ, ОХРАНЯТЬ И НЕ ГУБИТЬ!