Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе «Путешествие к Заюшкиной избушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа
Подготовительный этап по введению детей в грамоту проходил раньше: он начинался со знакомства с гласными звуками и буквами, обозначающими эти звуки.
Буквы запоминаются как предмет, как данность. Пока что ребенок не понимает, что буква – это графическое изображение звуков родного языка. Для него буква это тоже предмет. Абстрактные термины детям объясняются позже, когда устанавливаются логические связи: гласные звуки – значит долгие, звонкие, а согласные звуки – значит короткие и т. д. А на данном этапе ребенок свободно пропевает гласные звуки, а согласные произносит коротким звуком.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте детей младшей группе „Путешествие к Заюшкиной избушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Запоминанию букв помогает сравнение их с реальными предметами. Играем в игру «На что похоже?». Например, буква «О» - это баранка, кружок, колесо. Буква «А» - это домик, стремянка. Буква «У» - это дудочка, трубочка. Буква «Е» - это лесенка, вилка (ручку к вилке можно подрисовать карандашом) и т. д.
Внимательные дети иногда в предметах видят букву. Например, «Т» - это швабра, антенна на крыше. Турник во дворе – это «П». Цифры дети тоже запоминают, опредмечивая их: 1 – это палочка, 2 – это уточка, 3 – это 2 крючочка, 4 – перевернутый стульчик и т. д.
Чтобы лучше запомнить букву, воспитатель с ребенком вначале рисовал в стилизованном виде буквы-символы, которые напоминают и соответствующие картинки, и в то же время похожи на стандартные буквы-знаки. Если ребенок забывал букву-знак, то сразу же вспоминал ее, взглянув на букву-символ.
Дети знакомились с гласными песенками: это песенки большого и маленького колобка. Познакомившись с гласными буквами, дети на занятиях путешествовали вместе с большим и маленьким колобком по сказке и пели их песенки
Во время пропевания песенок рука ребёнка показывала ту букву, которую он в данный момент называл, т. е. рука должна действовать синхронно звуку.
Таким образом, буквы преподносились ребёнку песенкой – блоком, а блоковая подача материала значительно облегчает его запоминание.
В младшей группе в начале года воспитатель в совместной деятельности проводит работу по закреплению знаний песенок большого и маленького колобка.
Непосредственно перед совместной деятельностью воспитатель предлагает детям серию дидактических игр на закрепление правильного произнесения звонких согласных звуков «Б-БЬ» и глухих согласных звуков «П-ПЬ». Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития слухового восприятия.
Показывает детям печатные буквы «Б» и «П». Дидактические упражнения на опредмечивание букв: «На что похоже?», «Сравни букву и предмет».
Продолжает проводить дидактические игры, способствующие запоминанию складов в неразрывной целостности согласного и гласного звука по таблице Н. Зайцева. Нельзя говорить «Б» и «О» вместе будет «БО». Ребёнок запоминает «БО» целиком, как единое целое, как один маленький блок. Такая методика не мешает запомнить песенку единым звукобуквенным комплексом.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Образно – игровое развитие. Создание мотивации помощи.
2. Знакомство с песенками Большого и Маленького бычка из сказки «Заюшкина избушка».
3. Идентификация звуков и знаков. Пропевание с одновременным простукиванием песенок по таблице.
4. Первоначальное закрепление песенки Маленького бычка. Смена высоты голоса.
5. Усвоение знаковой системы языка с помощью образов.
6. Запоминание песенок.
7. Знакомство с кубиками. Определение звонкости и глухости звучания кубиков.
8. Узнавание складов из большой и маленькой песенки. Действия: наложение, приложение.
9. Побуждение детей к самостоятельности, активности, проявлению доброты.
Стимульный материал: таблицы Н. Зайцева, кубики с первыми песенками, большие и маленькие склады из картона.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Настройка на игру:
Тише, тише, слушайте:
Сказка к нам идёт,
И в страну волшебную
Нас она зовёт
К сказочным загадкам
Поспешим, друзья,
Вы станете зайчатами,
А Зайчихой – я!
2. Образно-игровое развитие.
Поскакали, покружились
И в зайчат вы превратились!
Дети – зайчата идут по лесу и встречают зверей из сказки. (На ковре сидят игрушки: заяц, лиса, волк, медведь, бык).
-Здравствуйте, друзья!
-Здравствуйте, зайчата!
-Познакомьте нас с новым другом!
Введение нового персонажа в сказку (маленький бычок). Образно-игровое развитие.
Бык и бычок знакомят детей со своими песенками. Идентификация звуков и знаков. Пропевание и синхронное простукивание по таблице звуков песенки «большого быка» - Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ. Пропевание, показ на таблице и первоначальное закрепление звуков песенки «маленького бычка» - БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ.
Смена высоты голоса: маленький бычок всегда поёт более высоким голосом.
Выделить голосом звуки:
- Как поёт бык?
- Как поёт маленький бычок?
Воспитатель вместе с одним из детей показывает на таблице те склады, которые дети озвучивают.
Таким образом, дети усваивают знаковую систему языка с помощью образов.
Физкультминутка: - Бык поёт песенку, а мы ему подпоём:
БА-БА – я рогатый,
БО-БО – я хвостатый,
БУ- БУ – я ушастый,
БЫ-БЫ – очень страшный,
БЭ-БЭ – испугаю,
БЭ-БЭ – забодаю.
3. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт, противоречие, неожиданность, «затруднительная» ситуация).
Идентификация звуков и знаков. Создание мотивации помощи героям сказки.
Вдруг звери стали плакать и говорить, что бык и бычок отправились в лес поиграть, но там они потерялись, и звери их никак не могут найти. А без быка сказка не получается.
Мама – Зайчиха: – Как же найти их, зайчата, не знаете? Как помочь нашим друзьям?
4. Введение в игровую ситуацию познавательной задачи как способа разрешения конфликта.
Дети перебирают варианты, и в конце приходят к общему мнению: надо громко пропеть песенку быка, а затем маленького бычка. Тогда они откликнутся и придут.
Хоровое и индивидуальное пропевание песенок: Б,БА,БО,БУ,БЫ,БЭ и БЬ,БЯ,БЁ,БЮ,БИ,БЕ.
- Нашлись большой бык и маленький бычок. Молодцы, зайчата, хорошо звали!
5. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.
Большой бык показывает детям-зайчикам большой кубик, а маленький бычок – маленький кубик. «Зайчата» рассматривают кубики разной величины, на них написаны песенки. Кубики звонко гремят – железные. Из них можно составлять слова.
Затем большой бык показывает, что из 2х больших кубиков можно составить
слово БА - БА (сразу ставим ударение).
Д/и «Отгадайте, кто поёт песенку?» Воспитатель поёт песенки большого и маленького бычка, а дети - зайчики называют, чья это песенка.
6. Формирование (открытие) нового способа действий.
Бык и бычок подарили детям-зайчатам кусочки песенок. Большой бык – большие кусочки песенок, маленький – маленькие кусочки песенок. Как определить, чьи это кусочки песенок? По размеру кусочков методом наложения. Дети - зайчата раскладывают на фланелеграфе песенки, а воспитатель помогает расставить их в правильном порядке.
Благодарим быка и бычка за подарки. Звери радуются. Прощаются.
7. Выход из условного плана в реальный.
Были дружными зайчатами,
Станем умными ребятами.
Полетали, покружились,
Снова в деток превратились!
8. Оценка хода и результата игры.