Наталья Брынько
Конспект интегрированной НОД по краеведению «Ветру — поле, казаку с конём — воля»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения Краснодарского края и казачества на Кубани, многообразием и красотой кубанской природы, её богатствами.
2. Формировать представление о казаках, как о защитниках родной земли.
3. Познакомить детей с картой Краснодарского края; актуализировать знания названий городов родного края.
4. Развивать у детей познавательный интерес к традициям быта своих предков, о роли коня в жизни кубанских казаков.
5. Учить лепить подкову из солёного теста, используя знакомые приёмы лепки.
6. Развивать художественно – творческие способности детей средствами регионального фольклора.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по краеведению „Ветру — поле, казаку с конём — воля“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
7. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному краю.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (развитие познавательного интереса детей, любознательности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об истории возникновения Краснодарского края и казачества на Кубани, о социокультурных ценностях кубанских казаков, отечественных традициях, «Речевое развитие» (обогащение активного словаря, развитие связной речи, умение отвечать полным предложением, «Социально-коммуникативное развитие» (развитие навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, усвоение моральных и нравственных ценностей, «Физическое развитие» (приобретение опыта двигательной деятельности, «Художественно-эстетическое развитие» (реализация самостоятельной изобразительной и музыкальной деятельности детей, восприятие кубанских народных песен).
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная.
Предварительная работа:
Разучивание стихов о родной земле, пословиц, поговорок о дружбе и товариществе, беседы с детьми о семейных поездках по родному краю, чтение казачьей сказки «Есаул и конь», экскурсия в музей «Кубанское подворье».
Оборудование и материалы:
Карта Краснодарского края, значок - символ «Гулькевичи», мультимедийная установка, презентация «Красавица-Кубань», «Подковы», мультфильм «Тмутаракань» (студия «Пилот», солёное тесто, розетки с гречневой крупой, дощечки для лепки, салфетки, синтезатор, ноутбук, аудиозапись песен «На Кубани мы живём» (автор Государственный концертный ансамбль танца и песни «Кубанская казачья вольница», «Ой, да Краснодарский край» (автор А. Захарченко, «Ой, при лужку, при лужке» (кубанская народная, «Ой, вы кони, мои кони» (автор Кубанский казачий хор).
Содержание непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гость, казак хуторского казачьего общества Гулькевичи Криванков Павел Александрович. Давайте поздороваемся с ним.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение (ребёнок читает стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»).
Жура-жура, журавель
Облетел он сто земель,
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края».
Воспитатель. О чём говорится в стихотворении? (о родном крае, о том что для каждого из нас край, где ты родился и вырос - самый лучший, потому что здесь, наш дом, наша улица, наши родители).
А как называется наш край? (Краснодарский)
Или можно сказать? (мы живём на Кубани). Почему? (потому, что здесь протекает река Кубань).
Скажите, ребята, как называется наш город? (Гулькевичи).
Давайте найдём наш город на карте Краснодарского края (ребёнок подходит к карте находит и читает название города, показывает и обозначает его флажком – символом).
А какие ещё города нашего края вы знаете? (дети называют).
Показ презентации «Красавица – Кубань»
Воспитатель. Славится наша кубанская земля красивой природой:
Слайд 1. Плодородными полями.
Слайд 2. Широкими и быстрыми реками.
Слайд 3. Тёплыми морями.
Слайд 4. Высокими горами.
Слайд 5. Лесными богатствами.
Воспитатель. Знаменита она ещё и тем, что с давних времён живут здесь казаки. Ребята, что вы знаете о казаках? Где вы их видели? (дети рассказывают, что видели казаков на праздниках и парадах, концертах, слышали их песни, узнают их по форме).
А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм об истории возникновения Краснодарского края и о том, как на Кубани появились казаки (просмотр мультфильма «Тьмутаракань»).
Воспитатель. Кто подарил казакам кубанские земли? Чем занимались казаки на Кубани? Что выращивали? (ответы детей).
Воспитатель. Сейчас давайте послушаем рассказ нашего гостя о жизни и традициях кубанских казаков (рассказ казака хуторского казачьего общества Гулькевичи Криванкова Павла Александровича):
«Ребята, казакам приходилось всю жизнь проводить в военных походах, защищать свою землю от набегов врагов, казаки славились ка искусные воины. С детства они учились стрелять, рубать шашкой, скакать на коне. Само слово «казак» можно перевести как «лёгкий всадник». Казаки считали себя людьми вольными – сами выбирали на общем сходе, назвавшемся «Казачий круг», своего атамана. На Кубани правила уважения к старшим, к родителям соблюдались очень строго. С самого раннего детства прививали казаки своим детям любовь к лошадям. Маленьких казачат начинали обучать езде на коне с трёх лет и ухаживать за ним. Казаки очень любят своих коней».
Воспитатель. А наши ребята знают пословицы (дети рассказывают пословицы о лошадях)
1. Казак – голоден, а конь – сыт.
2. Казак без коня, что солдат без ружья.
3. Ветру – поле, казаку с конём – воля.
Воспитатель. Давайте поиграем в кубанскую народную игру «Кони» (игра проходит в музыкальном сопровождении синтезатора).
Играющие делятся на «коней» и «казаков». По одну сторону черты стоят «кони», по другую «казаки». «Кони», взявшись за руки, подходят к черте и говорят:
Тара-тара-тара-ра,
Ушли кони со двора.
После этих слов они разбегаются, а «казаки» их ловят. Когда переловят всех «коней», «казаки» «седлают» их (обхватывают за талию) и «уезжают» (идут по кругу, приговаривая:
Еду, еду, на коне
По родимой стороне.
Цок, цок, мой конёк,
Цок, цок, мой гнедок,
Цок подковой,
Цок, цок, цок.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужны подковы коню? (чтобы защитить ноги от травм и повреждений, чтобы легче было скакать, чтобы был громче слышен цокот копыт). Ребята, наши кони так быстро скакали, что у них стёрлись подковы. Давайте изготовим новые (дети садятся за столы).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие бывают подковы (презентация подков). Рассматривание рабочего материала (солёное тесто, розетки с гречневой крупой).
Показ последовательности изготовления подковы из солёного теста.
Воспитатель. У меня в руках комочек солёного теста. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы начать изготавливать подкову? (ответы детей: раскатать столбик). Выходит ребёнок и показывает способ раскатывания солёного теста прямыми движениями ладоней, затем сворачивает в полукруг так, чтобы не сомкнулись концы, слегка сплющивает и кладёт на дощечку и вытягивает концы, затем выкладывает крупой на подкове узор в виде гвоздиков.
Воспитатель. Ребята, давайте покажем в воздухе, как мы будем делать подкову (показ последовательности выполнения работы в воздухе).
Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей в сопровождении аудиозаписи казачьих песен «Как при лужку, при лужке», «Ой, вы кони, мои кони» (индивидуальная работа воспитателя с детьми).
Воспитатель. Замечательные у вас получились подковы. Скажите, что вам понравилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).
Воспитатель подводит итог: Вы были молодцы. Послушали интересный рассказ нашего гостя, казака Криванкова Павла Александровича и узнали очень много о родном крае, о казаках, вспомнили названия городов Краснодарского края, узнали, где расположен наш город Гулькевичи на карте Краснодарского края, слепили замечательные подковы. А сейчас, давайте вместе с нашим гостем споём казачью песню «У Кубани, матушки – реки» (дети поют с музыкальным руководителем в сопровождении синтезатора).
Заключительное слово казака хуторского казачьего общества Гулькевичи Криванкова Павла Александровича.
Дорогие ребята, любите своих близких, родителей, уважайте старших, почитайте их, а главное – любите свою Родину, свою Кубань!
Дата проведения: 20.10.2016 г.
Подготовила воспитатель
Брынько Н. П