Бакина Кристина Владимировна
Конспект интегрированной НОД «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД «Дымковская игрушка»
Составила воспитатель: Бакина К. В.
Возрастная группа: старшая группа.
Тема: «Дымковская игрушка».
Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Цель: Создание познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
2. Развивающие задачи:
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
• развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
• обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Средства:
• мультимедийные – презентация;
• литературные - стихи, загадки;
• оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; рисования дымковской игрушки; шаблоны дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Дидактические игры «Составь узор», «Какая это игрушка». Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.
Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, поздороваемся с гостями. Здравствуйте!
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Основная часть
Воспитатель вносит на занятие конверт.
У меня в руках письмо,
Пришло из Дымково оно.
Конверт я открываю,
Но что внутри- не знаю.
Вот игрушки расписные – удивительное чудо!
Так ответьте мне скорее к нам пришли они откуда?
Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Идет демонстрация: презентации.
Какое настроение создают эти игрушки? Воспитатель напоминает, что дымковские мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой. Затем воспитатель спрашивает, какие элементы использовали дымковские мастера для росписи игрушек (круги, полоски, точки, волнистые линии). Предлагает вспомнить, что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья).
Физминутка «Дымковские игрушки».
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком
Щёчки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
Дети: - Да!
Воспитатель: : - Сегодня мы с вами будем расписывать игрушки. Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек?
Дети: - Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый.
Воспитатель: Какие элементы входят в дымковский узор?
Дети: -Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки.
Перед тем как приступить к работе воспитатель предлагает подготовить пальчики.
Физминутка для пальчиков.
Кони гуляют гурьбой на лугу. (Пальцы сжимают и разжимают)
Я всех коней перечислить могу:
Черный как уголь, белый как снег, (загибают пальцы по очереди)
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый, весь в яблоках, с гривой седой,
Конь шоколадный, совсем молодой.
Кони пасутся у речки гурьбой, (Пальцы сжимают и разжимают)
Их посчитаем еще раз с тобой:
Черный как уголь, белый как снег, (загибают пальцы по очереди)
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый, весь в яблоках, с гривой седой,
Конь шоколадный, совсем молодой.
Практическая часть
Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Сегодня мы будем расписывать дымковскую лошадку.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.
Вспомнили, а теперь приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. В ходе работы, воспитатель закрепляет названия, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.
Заключительная часть
Затем все работы вывешивают на стенд. Воспитатель обращает внимание на яркость лошадок, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы:
Чья работа больше нравится? Почему?
Какая лошадка самая аккуратная?
Воспитатель: Вы все молодцы. Работы великолепны. Ребята, чем вы сегодня занимались, вам понравилось?
Ответы.
Воспитатель:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.