Приложение МААМ

Конспект интегрированного занятиия «Волга — Кормилица» для старшего дошкольного возраста

Галина Игнатова
Конспект интегрированного занятиия «Волга — Кормилица» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект интегрированного занятиия

ТЕМА: «ВОЛГА – КОРМИЛИЦА».

Для старшего дошкольного возраста

Образовательные области:

- Познание:

- Чтение художественной литературы

- Музыка

- Физическое развитие.

Составила воспитатель

ГБОУ Школа № 1373 с углубленным

Публикация «Конспект интегрированного занятиия „Волга — Кормилица“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

изучением иностранных языков ОДО 2

Игнатова Галина Константиновна

Москва

Цели задачи:

- Расширить представление детей о природных богатствах России.

- Познакомить с рекой волгой и ее значением в жизни людей нашей страны.

- Разъяснить понятие о том, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь, и о том, что человек своим трудом может все погубить.

- Развивать любознательность, интерес к истории своего народа.

- Воспитывать чувство ответственности за свою малую Родину, любовь и уважение к родной природе.

Материалы: Карта России, глобус, репродукции картин И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Авторитет», стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге» (отрывок).

Ребята, давайте вспомним, на какой планете мы с вами живем? Как называется наша планета? Правильно. Земля. Как называются люди, которые живут на планете Земля? ЗЕМЛЯНЕ. А в какой стране мы живем? Правильно! Мы живем в России. Что вы можете сказать о России, глядя на карту?

Да, она большая, много лесов, есть горы, пустыни и степи. И очень много голубого цвета, которым обозначают воду.

Россия – это морская держава. Здесь много рек и озер. Всего в России около 120 тысяч рек. Даже трудно себе представить такое количество рек. Вот какая огромная страна Россия! Реки – это ее настоящее богатство.

Вспомните, что давала река древнему человеку? (Рыбу, воду) Правильно! Поэтому именно по берегам рек всегда селились люди, ведь человек не может жить без воды.

И сегодня реки очень помогают человеку. Они по-прежнему являются главным источником пресной воды

Реки – это речной путь. По рекам плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовецкие суда. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством

А кто из вас знает, какую реку в России называют матушкой? Правильно, Волгу.

Сегодня я хочу вам рассказать о ней. Предлагаю совершить путешествие по этой реке на теплоходе. Согласны? Усаживайтесь поудобнее и поплывем. (Воспитатель начинает равссказ).

Реку эту часто называют Волгой – матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей. А почему ее так называют, я сейчас вам расскажу.

Когда-то давным - давно, когда на Земле еще жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности (показ на карте) зародилась огромная река Волга. Но только тогда люди называли ее «РА», что значит – щедрая. А щедрая – это что значит? (Добрая, все отдающая). А другие народы называли ее «Итиль», что означает Река – рек - самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третьи прозвали Волгой, что означает «Светлая».

И действительно, эта река очень длинная. Посмотрите. (Показ на карте) Она протекает от Валдайской возвышенности – до Каспийского моря. Волга очень широкая и полноводная, потому что у нее много притоков, больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды. Знаете, сколько их? – 200! И среди них знакомая нам река Ока.

В те далекие времена вода в ней была тихая, прозрачная и светлая. В ней водилось много вкусной рыбы. В заморских краях такой и не видывали. Интересно, каких речных рыб вы знаете? (Сельдь, осетр, белуга, угорь. Все сопровождается показом иллюстраций). Вот какое было богатство в водах Волги!

А если взглянуть на Волжские берега, то перед нами откроется дивный мир покоя и чарующей красоты. Послушайте, как писал об этом, великий русский поэт Николай Александрович Некрасов:

О Волга. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зорям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьем по островам.

То, как играющий зверек,

С высокой кручи на песок

Скачусь, то берегом реки

Бегу, бросая камешки,

И песню громкую пою

Про удаль раннюю мою….

В те далекие времена берега Волги были покрыты лесами. Какие леса вы знаете? Молодцы! Вот такие леса и росли на волжских берегах. В этих лесах было много зверей. Как вы думаете, каких зверей можно было здесь встретить? (Медведя, волка, лису, зайца, ежей, лосей, кабанов). А еще, какие лесные богатства вы знаете? (Грибы, ягоды, орехи, лечебные травы.) Вот за эту красоту ее и прозвали – красавицей. А какие древние города вы знаете? (Владимир, Москва, Суздаль, Ростов, Новгород, Рязань, Тверь, Ярославль, Самара и др.)

Теперь давайте посмотрим на карту. Половина городов, которые вы назвали – это волжские города. Давайте пометим их на карте маленькими флажками: Новгород, Ярославль, Углич, Тверь, Самара).

Ребята, так почему же люди строили свои города на берегу реки? Как вы считаете? Почему именно здесь они рубили свои избы и оставались жить навсегда? (Вода, еда). Конечно, ребята, ведь не зря же народ прозвал Волгу Волгой – кормилицей.

Мы с вами знаем, что русский народ – народ гостеприимный, хлебосольный. А как вы понимаете эти слова?

А на чем же они в гости ездили? Грузы возили? Правильно! В то время уже появились речные суда, появилась очень трудная и опасная профессия – бурлаки. Чтобы узнать об этом подробнее, я предлагаю вам выйти на берег и посетить музей. (Обыгрывается выход на берег. Все подходят к картине Ильи Ефимовича Репина).

Ребята, здесь организована выставка одной картины. Написал ее русский художник Илья Ефимович Репин. Вот его портрет. Постарайтесь его запомнить. Давайте все вместе повторим его имя. А вот эта картина. Она называется – «Бурлаки на Волге». Посмотрите, ребята, на нее внимательно. Что вы видите? Как вы думаете, кто эти люди, что они делают? Правильно! Это бурлаки. А кто такие бурлаки? Бурлаки – это люди, которые тянули речные суда в ручную, передвигаясь по берегу. Делали они это с помощью веревок и ремней.

Обратите внимание на то, как измучены эти люди. Они еле стоят на ногах, некоторые вот-вот упадут. Среди них есть и совсем молодой юноша, и старики. А посмотрите, какое огромное судно они тащат. Оно очень тяжело нагружено. Эти Люди, из-за того, что им негде работать и нечего есть, вынуждены работать бурлаками. А платил им хозяин за их тяжелый труд очень мало, считанные копейки. Глядя на эту картину, невольно вспоминаются слова поэта:

Выдь на Волгу, чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется,

То бурлаки идут бечевой.

Яркими, нежными красками написан песок – он золотистый и блестит на солнце. Небосвод чистый, высокий. А тем, кто смотрит на картину, а значит и нам с вами, он говорит о несправедливости. Художник сопереживает этим людям, он словно хочет им помочь. Такая яркая, чистая, спокойная природа – и измученные, голодные люди. Так не должно быть!

Такой, ребята, Волга была много лет назад. Вода была чистой. В реке было много рыбы и водорослей. По ней ходили лодки, суда, которые тянули бурлаки. Сейчас все по-другому. Но об этом мы поговорим чуть позже. А сейчас давайте поиграем в игру «Маленькие человечки» (Все играют).

Отдохнули? Молодцы! А теперь давайте продолжим наш разговор. Так вот, Волга теперь совсем другая. По ней идут один за другим огромные корабли, теплоходы, баржи. Идут они строго по расписанию, чтобы не было столкновений, аварий.

Раньше по Волге можно было приплыть только в Каспийское море, а теперь и в Балтийское, и в Азовское, и в Черное, и в Белое. Как вы думаете, почему это стало возможным? У Волги не было к ним подхода. Что же корабли по воздуху перелетают? Совсем нет, ребята. Это люди прокапали с помощью умных машин каналы. Как вы думаете, с помощью, каких машин? Правильно – экскаваторов, бульдозеров, грузовиков. Люди создали искусственные моря и соединили Волгу с пятью морями. Волга – главный водный путь России. (Показать на карте).

На некоторых участках реки Волги построены плотины. Возле плотин появились водохранилища и гидроэлектростанции, которые, используя энергию воды, вырабатывают электрический ток.

Очень много важных дел у Волги. Трудится она день и ночь без перерыва: и возит, и светит, и кормит, и радует каждого. На берегах построили заводы и фабрики. На них делают машины, строят корабли, шьют одежду, обувь. Везде, на всех производствах, используют воды Волги.

Очень много трудится река для людей. Вот поэтому ее и назвали Волгой-труженицей. Только одно плохо. Вода в реке стала грязной. С заводов и фабрик сливают в реку использованную, с вредными веществами воду. Рыбы стало совсем мало. Какая вымерла, какая ушла в другие воды. Воды в реке тоже стало меньше. В лесах по берегам реки стали погибать деревья, цветы, стало меньше ягод, потому что воздух загрязнен отходами заводов, фабрик, автомобилей.

Как вы думаете, ребята, почему это происходит? Да потому, что мы люди взялись Волгу переделывать. Все это делают для того, чтобы человеку жилось хорошо. Но они не подумали, хорошо ли будет реке, не навредит ли это Волге. Для реки все это очень плохо. Давайте разберем такой пример. Поставили плотину, перегородили реку – и пошла вода совсем в другую сторону. Как вы думаете, это хорошо для реки или плохо? Конечно - плохо. Плотина вперед ее не пускает. Человеку очень хорошо – свет в дом пришел, а Волге – плохо. Как - бы не старалась вода, а через плотину пройти не может.

А вот вам еще один пример. На текстильной фабрике в огромные котлы залили чистую волжскую воду. Насыпали туда много порошка-красителя. Покрасили материал. Ткань получилась красивая. Всем модницам очень понравилась. А оставшуюся воду из котлов черно – серую слили в Волгу. Как вы думаете, ребята, какой стала после этого вода в реке? Правильно! Вода после этого еже не будет чистой, прозрачной, вкусной. Такая вода не нужна не рыбе, не человеку.

Вот так человек своими действиями и поступками навредил реке, наступило экологическое бедствие. Что же теперь делать? Как вы думаете? Да, ребята, это трудная задача. Испортить все очень легко, а вот исправить трудно. Теперь все ученые думают: что же делать, как спасти природу, как помочь Волге. Пока еще не придумали. Наверно вам придется решать эту задачу. Надеюсь, что, когда вы вырастите, вы ей поможете. А чтобы это сделать, надо много знать и уметь. Для этого надо трудиться и учиться. Но это будет у вас впереди. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». С помощью ее мы попробуем разобраться в том, что можно делать, а чего нельзя. Что хорошо, а что плохо. Готовы? Начинаем. Слушайте внимательно.

Задание № 1. Стоит на берегу город. В нем огромный автомобильный завод. Автомобили делают удобные, красивые, людям очень нравятся. Для завода воду берут из Волги, а отработанную, с красками, вредными порошками, сливают в Волгу. Как вы думаете, что в этом рассказе хорошо, а что плохо?

Задание № 2. Плывет по Волге теплоход. На нем – отдыхающие. Они любуются красотою реки, слушают про нее рассказы, истории, фотографируют, воду, пиво пьют, бутылки, банки в Волгу бросают. А один турист пакет с кислым молоком дальше всех бросил. Как вы думаете, что хорошо, а что плохо в этой картине?

Задание № 3. Вышла на лов рыбацкая лодка. Наловили рыбы много-много. В сети попала и крупная, и мелкая рыба. Рыбаки думают: зачем нам мелкая рыба: ее и на рынке никто не купит, и самим не нужна. Отобрали мелкую рыбешку и выбросили в воду. И плавает она на поверхности реки брюшком кверху. А мы с вами на рынке купили крупную рыбу. Что хорошо в этой истории? Что плохо? (Ответы детей).

Правильно, дети, прежде чем что-нибудь сделать, надо очень хорошо подумать: а не будет ли от этого кому-нибудь плохо?

Вот мы с вами и познакомились с великой русской рекой Волгой. Скажите мне, как в народе ее называют?

- Волга – труженица,

- Волга – кормилица,

- Волга – красавица,

- Волга - матушка.

А почему ее так называли, мы с вами уже узнали. Теперь нам пора отправляться в обратный путь. Садитесь. Давайте еще раз полюбуемся рекой Волгой и ее берегами. (Показ слайдов или видеофильма). Слушаем песню «Волга» в исполнении Л. Зыкиной.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного НОД для старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией художник» Тема:Знакомство с профессией художник Цель: Ознакомление детей с профессией художник и его профессиональных творческих направлениях. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Крыму» Программное содержание: - Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме; - сформировать представления о Крымских.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированного занятия для старшего возраста по развитию речи и лепке. Педагог ДО: Рубанникова Анна Анатольевна Буква Ю. Цель:.

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами,.

Конспект интегрированного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста .

Конспект интегрированного занятия по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Жаворонушки»Конспект интегрированного занятия по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Жаворонушки» Цель: формирование умения использовать солёное тесто, как средство выразительности при создании образа жаворонка. Программные задачи: Коррекционно.

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку» Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в Африку» Программное содержание: 1. Дать.

Конспект интегрированного занятия по экологии и математике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествуем и играем» Цели: -развивать мыслительные операции, внимание, память, логическое мышление, сравнивать предметы по величине; -воспитывать любознательность,.

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке»Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.

Развернутый план-конспект интегрированного занятия по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Корзина с овощами» Аннотация. Проводилась работа в огороде, собирали урожай. Оформлена выставка работ различных художников, где изображены овощи. Составлена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятиия «Волга — Кормилица» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 января 2017 в 13:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятиия «Волга — Кормилица» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Игнатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД