Екатерина Тимофеева
«Вода-волшебница». Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности и приобщению к искусству
▼ Скачать +Заказ
Т е м а: «Вода – волшебница».
З а д а ч и:
1. Образовательные: продолжать формировать представления детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т. д.) и показать разнообразие свойств воды; учить делать выводы на основе опытно-экспери-ментальной деятельности; продолжать приобщать к миру искусства (театра-лизации); продолжать учить строить развёрнутые высказывания; создавать положительный психоэмоциональный настрой ребёнка.
Публикация «„Вода-волшебница“, Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности и приобщению к искусству» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Развивающие: развивать поисково-познавательную деятельность де- тей, экологическую культуру, наблюдательность, внимание, зрительную па-мять, воображение, мелкую моторику.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как основ-ному природному ресурсу, эмоциональное и осознанное отношение к приро-де.
4. Здоровьесберегающие: закреплять умение сохранять правильную позу во время работы, соблюдать правила безопасности при проведении экспери-ментов.
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е
для театрализации: костюм «Воды» для воспитателя; для физминуток: звуко-вое оформление через средства ТСО, металлические шарики; для художественного творчества и сюрпризного момента: «волшебные» сундуч-ки, кусочки голубого пластилина, конфеты по количеству детей; для комму-никации: плакат «Круговорот воды в природе»; для опытов : сосуды с водой, 2 чайника: с горячей и холодной (кипячёной) водой, баночки для опытов, разнообразные ёмкости, снег, лёд, полотенца, соль, сахар, чайные ложечки, краски, кисточки, баночки для рисования, стёклышки, перфокарты, фломас-теры; для поощрения: капельки и снежинки.
Предварительная работа
Опытническая деятельность в группе; наблюдения за природными явления-ми: туман, иней, гроза, роса, град, снегопад; беседы на тему «Путешествие воды»; отгадывание загадок, чтение художественно-познавательной литера-туры: В. Архангельский «Летят снежные пушинки», О. Иваненко «Сосулька»; просмотр м/ф «Ёжик в тумане».
Х о д з а н я т и я
Воспитатель («Хозяйка воды») : Здравствуйте, дети! Вы узнаете меня, если отгадаете загадку:
В морях и реках обитаю,
Но часто по небу летаю.
А как наскучит мне летать,
На землю падаю опять.
(вода)
(Если дети затрудняются)
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая?
(вода)
Дети: Вода!
Хозяйка: Правильно. Я – вода, а точнее, я – Хозяйка воды. Хотя с водой вы встречаетесь каждый день, но сегодня вы узнаете о воде много нового и интерес-ного. Вы не просто будете отвечать на мои вопросы, а как настоящие учёные, будете проводить опыты с водой. А ещё у меня есть волшебные капельки и сне-жинки, которые помогут вам найти мой клад.
А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы, где я встречаюсь в природе. Вы сами мне поможете:
1. (ребёнок) Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник, ключ)
2. (ребёнок) Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
(Река)
3. (ребёнок) По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут она и пропадёт.
(Волна)
4. (ребёнок) С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт,
И о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.
(Водопад)
5. (ребёнок) Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса)
6. (ребёнок) К маме-речке я бегу
И молчать я не могу.
Я её сынок родной,
А родился я весной.
(Ручей)
(За каждый правильный ответ дети получают «волшебную» стимулирующую капельку или снежинку).
Хозяйка: (имя ребёнка) где в природе ещё встречается моя вода?
Дети: В океане, в море, в озере, пруду, болоте, луже, в дожде, тумане, инее, гра-де, снеге, льде.
(За каждый правильный ответ «волшебная» капелька или снежинка).
Хозяйка: А сейчас мы отдохнём. Давайте представим, что мы – море. (Дети с Хозяйкой под фонограмму «Шум моря» плавно выполняют движения рукаи и телом, изображая волны). А теперь давайте изобразим шум моря голосом, заставим наш язычок спеть песенку моря. (Дети и Хозяйка изображают шум моря с разной интенсивностью на звук [ш]).
(Дети получают капельку или снежинку).
А сейчас переходим в нашу лабораторию, в которой вы будете узнавать о во-де много нового и интересного.
Далее Хозяйка предлагает провести опыты с водой на определение свойств, а по результатам делать выводы и фиксировать ответ в перфокартах с помощью фломастера.
Хозяйка: Посмотрите, наша лаборатория оборудована всем необходимым. Мы с вами будем проводить опыты, делать выводы и записывать результат в своих красивых карточках.
1. Опыт на наличие или отсутствие запаха.
2. Опыт на наличие или отсутствие вкуса.
3. Опыт на наличие или отсутствия формы.
4. Опыт на принятие формы сосуда.
5. Опыт на три состояния воды.
6. Опыт на наличие или отсутствие цвета.
Далее Хозяйка предлагает проверить, какое волшебство может сотворить вода.
Хозяйка: А вы знаете, дети, о том, что вода – волшебница?
Дети: Нет.
Хозяйка: А хотите узнать, в чём заключается её волшебство?
Дети: Да!
Хозяйка: Предлагаю провести опыты. У вас на тарелочках лежат соль и сахар.
В одну баночку опустите кусочек сахара, а в другую насыпьте соли. Размешайте всё чайной ложкой. Вода поменяла цвет? (Нет) А что стало с солью и сахаром? (Они растворились или растаяли). А теперь ложечкой зачерпните из каждой баночки и скажите что приобрела вода? (Вкус). А теперь возьмите кисточку и наберите краску. Сполосните кисточку в стакане с водой. Что произошло? (Вода растворила краску и приобрела цвет).
Хозяйка: Кто мне скажет, каким волшебством обладает вода?
Дети: Вода может растворять разные вещества и приобретать вкус или цвет.
(Дети получают капельку или снежинку).
Хозяйка: Вот мы и добрались до моего первого волшебного сундучка. В этом сундучке лежали… (заглядывает в сундучок). В этом сундучке должны лежать волшебные капельки, колдунья их превратила в непонятные кусочки. Помогите мне вернуть волшебные капельки и найдёте клад. Но сначала подготовим руки для работы.
Физминутка с металлическими шариками
(Дети двумя пальцами обеих рук, большими и указательными катают шарики)
Маленькие пальчики любят поиграть,
Гладкую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Веселятся пальчики и весело поют:
- Катись, катись, горошина! *
(* строка произносится несколько раз, можно с ускорением)
Всё! Устали пальчики. Пора им отдыхать.
Кладём свои горошины. Не будем их катать.
Далее дети из кусочков голубого пластилина делают капельки и складывают их в маленький «волшебный» сундучок.
Хозяйка подводит итог занятия : (в виде беседы) А теперь посмотрите в свои карточки, вспомните о том, каким волшебством обладает вода и скажите, что нового вы узнали о воде? (Ответы детей. Если затрудняются помочь вопросами).
- А что произойдёт, если вся вода на Земле исчезнет?
- Что нужно делать людям, чтобы вода не исчезла? (Ответы детей. Помочь вопросами, если затрудняются.)
Сюрпризный момент.
Хозяйка: Какие вы молодцы! А пока мы с вами беседовали, произошло чудо!
Наш «волшебный» сундучок вырос! Наверно и капельки в нём подросли? (Заг-лядывает в сундучок.) И верно, капельки-то выросли! (Открывает сундучок) За-бирайте свои капельки обратно. (Дети разбирают конфеты из сундучка).
Хозяйка прощается с детьми.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте
И в сыром лесном болоте. (Хозяйка)
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране. (Вика)
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает, (Артём)
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит, (Алина)
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем. (Коля)
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться! (Маша)
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить! (Ярик)
Н. Рыжова