Ирина Апостолова
Конспект интегрированного занятия по краеведению: «В гости к охотнику Айхо», подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Расширять и закреплять знания детей о малой родине - Таймыре.
• Уточнить и систематизировать знания детей о животном мире Севера.
• Продолжить знакомить с образом жизни, с фольклором, национальными играми таймырских этносов.
• Активизировать специфический запас слов (хорей, нарты, каюр, чум, парка, унты, оберег).
• Развивать творчество, фантазию, воображение.
• Воспитывать уважительное отношение к представителям национальных меньшинств.
Ход занятия;
Воспитатель: Ребята, к нам в сад сегодня приходил почтальон и принёс
письмо.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по краеведению: „В гости к охотнику Айхо“, подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
На конверте адрес: Норильск, д/с «Ладушки», группа «Кораблик». Чей это
адрес?
Дети: Наш, нашего детского сада.
Воспитатель: Давайте прочитаем.
«Доробонг кылылак догот тор! Здравствуйте, дорогие друзья!
Пишет вам долганский охотник Айхо. Беда случилась в тундре. Злая
колдунья Полярная ночь покрыла всё темнотой, спрятала солнце, холодно
стало. Так холодно, что в небе стынут птицы и звери леденеют на бегу.
Трудно жить, когда всё время ночь. Всем трудно и человеку, и животному.
Помогите нам. Верните наше солнце. Нявай доготор! До свидания! Охотник
Айхо.»
Воспитатель: Ну что ребята, сможем помочь охотнику Айхо? Вернём ему
солнце полярное? А не побоитесь? Ведь на нашем пути будут преграды,
сможем их преодолеть?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну что ж, отправляемся в путь! А на чём же мы поедем? Ведь,
снег глубокий лежит в тундре.
Дети: На лыжах, на санях.
Воспитатель: А как называют сани жители тундры?
Дети: Нарты.
Воспитатель: А кого запряжём в нарты?
Дети: Оленей. Потому что они могут ходить по глубоким сугробам.
Воспитатель: Слышите, звон колокольчиков, наша оленья упряжка готова. А
кто же управляет оленями?
Дети: Каюр.
Воспитатель: Давайте я буду каюром, беру в руки хорей, и наши нарты
трогаются в путь.
Звучит песня «Якутяночка». Нарты объезжают круг.
Преграда 1.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Следы разных животных.
Воспитатель: А вот и письмо.
«Догот тор! Дорогие друзья! Я знал, что вы захотите помочь нам, жителям
тундры вернуть полярное солнце. Посылаю своего верного друга - Лайку. Он
укажет дорогу к нам в стойбище. Охотник Айхо.»
Ребята, а кто же верный друг охотника?
Дети: Собака!
Воспитатель: Верно. Но ведь здесь много следов. Это, наверное, злая
колдунья Полярная ночь решила нас запутать. Но мы с вами не сдадимся,
найдём следы собаки Лайки.
Дети вместе с воспитателем разбирают следы животных (белый медведь,
куропатка, олень, собака). Возле каждой дорожки следов кладут картинку
иллюстрацию животного. Находят следы собаки. Садятся в нарты. Нарты
трогаются в путь.
Преграда 2.
Воспитатель: Ну вот ещё одна преграда от колдуньи Полярная ночь. Решила
она проверить, что вы знаете о нашем суровом северном крае. Посмотрим,
какие вопросы приготовила злая колдунья:
• Как называется полуостров, на котором мы с вами живём?
• Какие северные народы живут на Таймыре?
• Чем занимаются северные народы в тундре?
• Самое длинное время года на Севере?
• Как называется самая большая река на Таймыре?
• Необычное по красоте зимнее явление на небе?
• Животное, которое для северных жителей служит пищей, одеждой и транспортом?
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданиями злой колдуньи.
Можем ехать дальше. Садимся в нарты.
Звучит музыка.
Воспитатель: Проверила колдунья, ребята, вашу смекалку, ум. А теперь
решила проверить вашу силу и ловкость. Есть игра у долганских жителей
«Накинь платок на рога оленя». Попробуем и мы с вами в неё сыграть.
Проводится физкультурная разминка «Накинь платок на рога».
Воспитатель: Вот ещё одно препятствие мы с вами преодолели. А следы
Лайки ведут нас дальше.
Дети заходят в театральную гостиную, стилизованную под уголок тундры, на
стене - солнце.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?
Дети: К чуму, в тундру. Мы приехали к охотнику Айхо.
Воспитатель: А вот и письмо от него.
«Догот тор! Дорогие друзья! Вы смогли расколдовать наше полярное солнце.
Спасибо вам! Светло стало в тундре. Теперь мы можем и рыбу ловить, и на
зверя охотиться. Вот и я встал на лыжи и поехал на охоту. А вы, ребята,
заходите ко мне в дом. Охотник Айхо.»
Воспитатель: Ребята, а как называют свой дом северные жители?
Дети: Чум.
Воспитатель: Из чего делают его?
Дети: Из палок и оленьих шкур.
Воспитатель: Почему в тундре жители не строят дома из камня?
Дети: Потому что долганы пасут оленей. Олени едят мох в одном месте, а
потом уходят в другое. Вот и приходиться переезжать с одного места на
другое. Каменный дом не перевезешь, а чум разобрал, сложил на нарты и
поехал дальше.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая интересная одежда. Кто знает, как
северяне называют свою шубу?
Дети: Парка. Она шьётся из меха оленя, украшается узором.
Воспитатель: Правильно. Узор может быть вышит бисером или тесьмой.
Воспитатель обращает внимание на обувь.
Дети: Это унтайки. Они тоже сшиты из меха оленя и вышиты бисером.
Воспитатель: Ребята, помогли мы северным жителям тундры. Расколдовали
солнышко. А вдруг опять накроет темнотой тундру колдунья Полярная ночь.
Как же быть охотникам, рыбакам, оленеводам? Как защититься от злых сил?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Ребята, я вам расскажу секрет. Есть у меня один предмет -
оберег. Его мне дал старый шаман - добрый колдун. Оберег - это пожелание
добра, богатства и здоровья. Оберег нужен для того, чтобы зло и болезни
обходили стороной. Люди рисуют, вышивают на обереге разные фигурки,
знаки.
Солнце - защищает от темноты.
Звёзды - приносят здоровье.
Рыба - оберегает от опасностей.
Оленьи рожки - приносят удачу в охоте.
Давайте мы с вами сделаем обереги и оставим охотнику Айхо.
Дети: Давайте!
Дети делают обереги. Звучит музыка на долганском языке.
После работы садятся в нарты и уезжают в группу.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/0ce77f00aba34ce3c46eb5a86fdecc5f.jpg.jpg[/IMG]