Чижкова Ирина Алексеевна
Конспект интегрированного занятия «Невидимка-воздух» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Невидимка - воздух»
Цель: формирование представлений детей о свойствах воздуха, путем экспериментирования.
Задачи:
Воспитательные:воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой; воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Развивающие: развивать активную речь, умение отвечать на простые вопросы; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Невидимка-воздух“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Образовательные: формировать у детей навык наблюдения за окружающей средой; закрепить представление о воздухе, его свойствах.
Работа над словарем: лаборатория, прозрачный, легкий, невидимый, опыты.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, создание мотива для деятельности детей; придание личностной значимости предстоящей деятельности.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, активизация речевой деятельности, сюрпризный момент.
3. Приемы организации практической деятельности детей: экспериментирование, игры, решение проблемной ситуации.
4. Приемы поддержания интереса у детей : ситуация успеха, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность.
Создание среды для организации и проведения занятия : полиэтиленовые па-кеты, емкость с водой, трубочки, одноразовый стаканчик, мыльные пузыри, камешки, воздушные шарики.
Виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Музыкальная
Двигательная
Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость в дея-тельности и общении со взрослыми и сверстниками; принимает активное участие в образовательном процессе; имеет представления что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха; чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения; умеет проводить опыты, работать сообща.
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Активно участвует в образовательной деятельности.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Эмоционально реагирует.
4. Проявляет волевое усилие.
5. Взаимодействует со сверстниками и взрослым.
Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Познавательное развитие Наблюдение и исследование свойств воздуха.
Проблемные вопросы.
Опытно-экспериментальная работа. Формировать у детей представления о свойствах воздуха. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Формировать у детей умение устанавливать простейшие причинно – следственные связи и делать выводы.
Формировать умение делать простейшие выводы;
Развивать внимание и познавательный интерес детей к экспериментированию.
Социально-коммуникативное развитие Проблемные вопросы.
Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.
Речевое
развитие Беседа.
Формировать способность свободного общения со взрослыми и детьми;
Развивать речь детей, обогащая словарный запас (лаборатория, прозрачный, лег-кий, невидимый, легкий);
Формировать культуру общения.
Физическое
развитие Физкультминутка
«Воздух - невидимка» Развивать общую моторику и координацию движений.
План НОД
1. Вводная часть: 3 мин
Эмоциональный настрой на занятие, снятие напряжения
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели
2. Основная часть: 15 мин
Наблюдение и исследование свойств воздуха.
Беседа.
Физкультминутка.
Проблемная ситуация.
Опытно-экспериментальная работа.
3. Заключительная часть: 2 мин
Подведение итогов НОД.
Длительность занятия - 20 мин.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть.
Эмоциональный настрой на заня-тие, снятие напряжения.
Создание проблем-ной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели. Воспитатель:
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет интерес-ное занятие. У нас сегодня в гостях два шарика. Посмотрите, какой это шарик – красивый, веселый, а второй – грустный, худой.
Как вы думаете, почему7
Ответы детей: шарик сдулся.
Воспитатель: ребята, а что попадает внутрь шари-ков, когда мы их надуваем? (воздух). А откуда он берется, этот воздух? (мы им дышим). Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик. Ребята, чтобы узнать о воздухе предлагаю вам побыть учеными. Вы согласны?
2. Основная часть.
Наблюдение и исследование свойств воздуха.
Беседа. Опыт 1. Без воздуха не прожить.
Воспитатель: можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего он нужен? Чтобы ответить на эти вопросы давайте проведем эксперимент.
Зажмем рот и нос, как мы себя чувствуем?
Ответы детей. Мы себя чувствуем плохо. Не хвата-ет воздуха.
Воспитатель: Значит для чего нужен воздух?
Ответы детей: Чтобы дышать.
Воспитатель: Посмотрите на окно в коридоре, оно приоткрыто, зачем?
Ответы детей: Чтобы мы могли дышать свежим воздухом.
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас видел воздух?
Ответы детей: Нет, не видели.
Воспитатель: Если мы не видим воздух, значит он какой?
Ответы детей: Невидимый, прозрачный.
Воспитатель: А, что еще может быть прозрачным? Посмотрите внимательно на стаканчик с водой.
Ответы детей: Вода.
Опыт 2. Можно ли поймать воздух?
Воспитатель: Ребята, а вы можете поймать воздух?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: А, я могу поймать воздух, хотите увидеть, как?
Возьмите пакетик в руку взмахните им и повторите слова: «Раз, два, три пакетик воздух лови!». За-кройте пакетик. Ребята, посмотрите, пакетик вздул-ся, потрогайте его, что в нем? Почему он надулся? Что мы поймали?
Ответы детей: Воздух.
Вывод: Значит воздух можно поймать.
Физкультминутка Воздух-невидимка
Воздух-невидимка,
(руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять!
«зовут»
Воздух-невидимка,
(руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать?
(хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу,
(бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду!
(потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,
(шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду!
(руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду,
(тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду!
(фонарики)
Опыт 3. Можно ли увидеть воздух?
Воспитатель: Ребята, мы поймали воздух, но так его и не увидели, хотите увидеть его?
Возьмите трубочки, опустите ее в стаканчик с во-дой и подуйте в него. Что вы видите?
Ответы детей: Пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки получаются из воздуха, даже есть такая игра – мыльные пузырьки. Мы ду-ем в колечко и пузырьки летят в разные стороны, из чего состоят пузырьки?
Ответы детей: Из воздуха.
Вывод: Значит, воздух мы можем увидеть в мыль-ных пузырях.
Музыкальная игра «Раздувайся пузырь».
Опыт 4. Можно ли воздух услышать?
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли услышать воздух? Давайте попробуем. Я сейчас надую шарик и отпущу его, что вы слышите? (ответы детей).
Вывод: Воздух с силой вылетел из шарика, значит воздух можно услышать. Также воздух можно услышать при помощи музыкальных инструмен-тов. (самостоятельная деятельность детей).
Опыт 5. Воздух легкий или тяжелый?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух лег-кий или тяжелый?
Попробуем сравнить воздух и камешки. У меня есть камушки и шарик. Посмотрите, камушки ка-кие? (маленькие, а шарик какой? (большой).
А теперь попробуйте положить камушек и шарик в воду. Что произойдет? (Ответы детей)
Вывод: Шарик не тонет, так как он наполнен воз-духом, он легкий. Речевое развитие
3. Заключительная часть.
Подведение итогов
Наши эксперименты подошли к концу. Давайте подойдем к шарикам и расскажем, что мы узнали про воздух. Какой он? У нас получились опыты?
Молодцы ребята, мы сегодня хорошо занимались, давайте с вами попрощаемся с нашими гостями. Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2018 г.
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средний до-школьный возраст. – М. : Пед. общество России, 2016 г.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2020 г.