АГЕЕВА ВЕРА МИХАЙЛОВНА
Конспект интегрированного занятия «Как рождается дождь»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширить знание детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека. О формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки).
2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
3. Способствовать желание проводить экспериментальные работы.
4. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям.
Активизация словаря:
Пресная, родник.
Оборудование и материалы:
Иллюстрация с изображением реки, озера, моря, пруда, разных времен года, глобус, яблоко, нож для разрезывания яблока; для каждого ребенка губки, поднос, стакан с водой.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Как рождается дождь“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, садитесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу и покажу.
- Ребята, что это? Да, правильно, это глобус модель земного шара, общего для всех людей дома.
- Почему на нем много голубого цвета? Правильно ребята, голубой цвет эта вода. Воды на земле намного больше чем суши.
- А каким цветом на глобусе показана суша? Суша на глобусе показана желтой, зеленой, белой, коричневой красками (дети выходят и показывают цвета, и что эти цвета обозначают). Что обозначают участки белого цвета? (ледники, снег).
- Ребята, для того, чтобы нам было проще представить, сколько же воды на земном шаре, я предлагаю взять в качестве модели земли яблоко (яблоко разрезаю на 4 части).
- Одна часть – суша, а три другие – вода.
- Ребята, какой можно сделать вывод? (дети делают вывод: на нашей планете много воды).
- Большие голубые пространства (показываю их на глобусе) – это океаны и моря. Но вода в них не такая, как в реках и озерах.
- А вот какая? Кто из вас знает? (в океанах и морях вода соленная).
- А в реках, озерах и прудах вода пресная.
- А какую воду пьют люди? Почему? (пресную, чаще кипяченную, потому что она необходима для жизни человека).
- Вода образует озёра, пруды, моря, реки, океаны (показываю картинки). Вода еще прячется глубоко под землей. Там тоже есть озера, реки. Только люди их не видят, но воду из этих подземных озёр наверняка пробовали многие.
- Например, из родника такая вода очень ценится, она чистая, прозрачная, хрустальная.
- Вода – настоящая волшебница. Она умеет быть разной. Сейчас мы в этом убедимся.
- Отгадайте загадки о разных состояниях воды в природе.
1) Прозрачен как стекло
А не вставишь в окно.
(лёд)
2) Крупно, дробно зачистило,
И всю землю напоило.
(дождь)
3) Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(снег)
4) И не снег, и не лёд
А серебром деревья, уберёт.
(иней)
5)Всю зиму под крышей висела –
Весной ее солнышко съело.
(сосулька)
6) Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(туман)
7) Покружились звёздочки
В воздухе немножко.
Сели и растаяли
На моей ладошке.
(снежинка)
8) На дворе переполох
С неба сыплется горох.
(град)
- Ребята посмотрите, на картинках изображены разные состояния воды в разные времена года (показываю картинки и ещё раз подчеркиваю, что снег, дождь, туман, иней, сосульки – это все вода).
- Ребята, какие бывают дожди в разное время года? Когда они идут особенно часто (осенью).
Послушайте, стихотворение про осень:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где то лето.
Ходит осень,
Бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ритмичную игру. Встали около стульчиков.
Стало пасмурно вокруг,
Стало вдруг, стало вдруг (хлопки по коленям) – 2 раза.
Вдруг из тучи дождь пошёл,
Дождь пошёл (дети выполняют щелчки пальцами) – 2 раза.
Всех нас дождик намочил (руки опускают, наклоняют голову, потом плечи, постепенно приседают всё ниже и ниже на корточки).
Мы теперь молчим, молчим.
- Ребята, хотите узнать, как образуется дождь?
Предлагаю детям пройти за столы.
- Высоко в небе плывут «облака», они никогда не бывают «сухими», даже если не проливаются на землю дождем. Потому, что облако – это много-много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке становится слишком много для него, они выпадают на землю дождём.
- У вас на столах лежат подносы с губками. На что эти губки похожи? Как вы думаете? Да они напоминают пушистые облака, которые будто спустились к нам с неба.
- Попробуйте ребята сжать губку. Почему из такого «облака» не идёт дождь?
- Да, ребята, пока ещё в «облаке» капелек не очень много. Давайте проведем опыт.
- Добавьте немного воды из стаканчика. Добавляйте осторожно, не разливая воду, дождитесь пока ваше «облако» пропитается водой.
- Как вы думаете, что произойдет, если сжать «облако» (дети высказывают свои предположения и затем проверяют их).
- Осторожно поднимите «облако» под подносом.
Дети поднимают «облако» над подносом и сжимаем.
- Какой дождь получился? (сильный) Почему?
Если дети не отвечают сами, то говорю: «Осень много капелек воды собралось в губке, они становятся слишком тяжёлыми для «облака» и выпадают дождём, так рождается дождь».