Елена Чаус
Конспект интегрированного занятия «Дорого яичко к Христову дню»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей посредством формирования любви к родному краю и интереса к истории православной культуры.
Задачи:
• духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей через изучение традиций и культуры России (ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие»);
• знакомство с традициями православия, с историко-культурным наследием России (ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»);
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Дорого яичко к Христову дню“» размещена в разделах
• учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);
• закрепить приемы закрашивания рисунка красками: проводить линии и штрихи только в одном направлении; ритмично наносить мазки и штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти; чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета, осушать кисть о салфетку (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);
• развивать речь, внимание, память, мышление, восприятие, воображение (ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие»);
• развивать мелкую и общую моторику (ОО «Физическое развитие»);
• активизировать словарь, познавательный интерес (ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»);
• обогащать детей новыми впечатлениями (ОО «Социально-коммуникативное развитие»);
• развивать творческие способности детей (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);
• воспитывать заботливое отношение и любовь к близким людям (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
• создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность, желание демонстрировать свои знания и умения (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Предварительная работа: подбор иллюстративного материала, пособий, атрибутов и материалов для игровой, театрализованной и продуктивной деятельности; подбор музыкального, литературного и фольклорного материала; занятие «Светлый праздник Пасха»; беседы: «Что такое Пасха», «Почему мы красим яйца»; русские народные игры; рассматривание иллюстраций по теме «Пасха»; сюжетно-ролевая игра «Семья»; заучивание пасхальных стихотворений и фольклорных песен; отгадывание загадок; драматизация русской народной сказки «Курочка Ряба».
Материалы и оборудование: иллюстрации на пасхальные темы, русский народный костюм, шапочки петуха и солнышка, гуашь, альбомные листы, кисти, стаканы с водой, салфетки (на каждого ребенка, куличи.
Действующие лица: хозяюшка.
Музыкальное сопровождение: песня «Веснянка» (музыка А. Филиппенко, запись колокольного звона (Пасхальный Благовест, пасхальные мелодии.
Тип занятия : интегрированное.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Возраст детей: 4-5 лет.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети полукругом сидят на стульчиках на коврике. Входит Хозяюшка.
Хозяюшка: Вот и Пасха к нам пришла,
Праздник милый для меня.
Сколько радости принес,
И печали он унес.
Над лугами и полями,
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.
- Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Я хозяюшка. Поздравляю вас с праздником, со Светлым Христовым Воскресением!
2. Работа по теме занятия
Хозяюшка: А вы знаете, как еще называется этот праздник?
- Правильно, Пасха. Нет для христиан праздника радостнее, чем Пасха, потому что в этот день Иисус Христос ожил – воскрес из мертвых.
Празднование Пасхи – это обновление людей и весеннее пробуждение природы: светлеет небо, солнце всходит на небе и согревает землю, тихо веют ветры, земля рождает зеленую траву, распускаются листья на деревьях. - А вы знаете весенние песни? Как они называются? (Да, это веснянки)
Песня «Веснянка» (музыка А. Филиппенко)
1. Пришла весна, ой, пришла весна.
Погляди-ка, дружок, зеленеет лужок.
Припев: Ярче солнышко сияй,
Мы встречаем светлый май.
2. В садах звенят голоса ребят,
Смело в круг выходи,
Хоровод заводи!
Припев: Ярче солнышко сияй,
Мы встречаем светлый май.
3. Весна кругом, про нее поем,
Расцветай, зелен май,
Украшай наш край!
Припев: Ярче солнышко сияй,
Мы встречаем светлый май.
Хозяюшка: По старинному русскому обычаю вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Вместе с родителями не спали в эту ночь и дети, их тоже брали в храм на праздник. Скажите, ребята, какие угощения традиционно готовятся для пасхального стола? (Пасха, куличи, крашеные яйца)
- Этот день богат не только вкусными угощениями – богат он обычаями и обрядами. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновение: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть, как солнце «заиграет». Если небо чистое, голубое – это значит, что день будет хороший.
Хороводная игра «Солнышко – ведрышко»
Водящий («Солнышко») стоит в середине круга. Дети водят хоровод.
Гори солнце ярче
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна – милее!
Дети останавливаются и кланяются друг другу. Затем подходят ближе к Солнышку. Солнышко говорит: «Горячо», дети разбегаются, а Солнышко их догоняет.
Хозяюшка: В Пасхальное воскресение во всех церквях звонят колокола. Звонят по особому, торжественно. Этот звон зовется «Пасхальный Благовест»
Прослушивание музыкальной записи «Пасхальный благовест»
Входит воспитатель.
Воспитатель: Ой, народу-то, народу! У всех веселые лица. А какой праздник-то? (Ответы детей)
Хозяюшка: Это самый любимый праздник на всей Руси! Русские люди одевались во все светлое, старики расчесывали волосы и приговаривали, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золотой и серебряной посуды, чтобы разбогатеть.
- С Пасхи на Руси начинались веселые развлечения: и стар, и млад катались на каруселях, водили хороводы, на улицах пели русские народные песни, играли в народные игры.
Вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Петух и дети».
Русская народная игра «Петух и дети»
Дети стоят в кругу, держась за руки, ребенок в шапочке петуха – в центре. Дети высоким шагом идут вправо по кругу, петух движется противоходом.
Трух-тух-тух, трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и отпускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, «машет крыльями» и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Хозяюшка: Молодцы, ребята! Хорошо поиграли! Ну, а мне пора идти печь пасхальные куличи. (Уходит)
Воспитатель: Дети, а как у вас готовились дома к этому празднику?
Дети рассказывают о том, как готовились к этому празднику у них дома: все убирали, мыли окна, стирали шторы, чистили посуду, готовили вкусную еду, пекли куличи и пасхи, красили яйца и святили их в церкви.
Воспитатель: Да, в праздник Пасхи на Руси принято красить яйца. Ведь яйцо – символ жизни светлой и чистой, символ надежды. Их расписывали всеми цветами радуги. «Крашенка» – так называются окрашенные в один цвет яйца. Посмотрите, пожалуйста, на «крашенки». (Показ иллюстрации)
Яйца, расписанные узорами – «писанки». Посмотрите, вот и они. (Показ иллюстрации) Узор может быть самый необычный.
А яйца, расписанные пятнами – это «крапанки». (Показ иллюстрации) Крашеные яйца в Пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись». Крашеные яйца принято дарить друг другу всю пасхальную неделю. «Христос воскресе!» – радостно говорят люди друг другу. И «христосуются» – обмениваются поцелуями и крашеными яйцами. Первое полученное яйцо считалось священным, и его сохраняли целый год.
3. Практическая часть
Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации. Обсуждают особенности росписи яиц. (Объяснение сопровождается показом приемов закрашивания)
Самостоятельная работа детей
(Во время работы проводится индивидуальная работа с детьми)
Работа происходит под музыкальное сопровождение (пасхальные мелодии)
4. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие замечательные крашенки, писанки и крапанки у вас получились. Вы можете подарить их своим родным. Любите своих близких, оставайтесь послушными и старайтесь помогать друг другу во всем! Все люди, взрослые и дети, верят в добро, все ждут только хорошего. Пасха в гости к нам пришла! С праздником вас, ребята!
Входит с куличами Хозяюшка.
Хозяюшка: Мои куличи готовы. А сейчас я приглашаю всех пить чай с ароматными куличами.