Шурупова Наталия
Конспект интегрированного занятия «Как на ярмарке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию и речи и математике.
«КАК НА ЯРМАРКЕ»
1. Программное содержание: дать детям представление о том, что ярмарка – это место торговли, развлечения и отдыха простых людей. Ознакомить с бытом, буднями трудовых людей, привить любовь и интерес к культурным и историческим ценностям и традициям. Познакомить детей с деньгами, их предназначением. Обогатить словарь детей новыми словами, речевыми оборотами, народным творчеством, фольклором.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Как на ярмарке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
2. Подготовительная работа: На занятиях читали, рассказывали о народных промыслах, ремеслах, о крестьянском быте, разучивали народные пословицы, поговорки, потешки, стихи, сказки, игры. Просматривали иллюстрации, слушали музыкальные композиции и т. д.
3. Оборудование: в зале или групповой комнате стоят заранее подготовленные парты (торговые ряды). Первый стол стилизован под продажу посуды, второй – овощей и фруктов, третий - галантерейные товары (булавки, приколки, ленты, зеркальце и т. д, четвёртый - с кондитерскими изделиями (сушки, пряники, изображение самовара на картоне, чашечки, леденцовые петушки, а также ценники с товарами сушка - 1 рубль, пряник - 2 рубля, петушок - 3 рубля) Детские шумовые музыкальные инструменты для скоморохов, в том числе балалайка, на которой играет воспитатель. «Петух» с лентами и изделия народного творчества (глиняные и деревянные игрушки, матрёшки, платки, свистульки и проч. для сувенирной лавки, поднос с разноцветными платками для Коробейника, кукла Петрушка, проектор для показа мультфильма.
4. Ход занятия : Звучит задорная народная музыка. Вбегает ребёнок
- А поедем, девоньки, на ярмарку гулять,
Будем вам, красавицы, подарки выбирать!
Воспитатель: Ой, здравствуйте! А вы кто?
- Я мальчик Зазывала, всех на нашу ярмарку осеннюю, Покровскую зову-зазываю. Пожалуйте!
- Ой, ребята! Как здорово и интересно! Поедем?
После согласия детей воспитатель говорит: погодите, погодите,а на ярмарку разве можно без денежек ехать? Нет, никак нельзя! Что делают на ярмарке торговой? Торгуют. А это значит, что там покупают и продают товары за денежки. Надо нам денежками разжиться. А где ж их взять? А вот они, в копилочке. Целый год трудились, а денежки копились.
Воспитатель раздаёт детям вырезные денежки достоинством 1,2,5, 10 рублей (желательно на каждого ребёнка, не считая тех детей, которые задействованы в представлении) Вот теперь и поедем.
- А куда же наши денежки положить, чтоб проблем себе не нажить?
- А в носочек!
- А куда носочек девать?
- А за поясочек!
- Правильно. И будет наш носочек нам как кошелечек!
Что ж, как в народе говорится : «Делу время, а потехе – час!» Почти весь год от весны и до поздней осени крестьянин трудился в поле, растил и собирал урожай! Ремесленники, умельцы, кустари, мастеровые - игрушки, посуду с домашней утварью, да всякими нужными людям в быту вещами и предметами для людей и детей мастерили - изготавливали, чтоб потом на ярмарке, всё, что они своим честным трудом добыли, да своими руками создали- сделали продать, получить за это денежку, отложить в копилочку и жить на эти денежки и не тужить целый год до следующей осени, до следующей ярмарки. Как говорится: «ЖИТЬ НЕ ТУЖИТЬ - МАЛЫХ ДЕТОЧЕК РАСТИТЬ, ЖИТЬ ПОЖИВАТЬ, ДА ГОРЯ НЕ ЗНАТЬ!» Ну что ж, Зазывала, мы готовы. Поехали!
Под музыку Г. Свиридова «Тройка» дети перемещаются к месту ярмарочной торговли.
Дети входят в зал, предварительно убранный и стилизованный под ярмарку.
Как фон звучит музыка П. И. Чайковского «Трепак» из балета «Щелкунчик»
Воспитатель: - Вот это да! Как красиво, ярко и весело на нашей ярмарке. А в старину, представьте себе, было ещё и очень многолюдно. А почему? Как вы думаете? (Ответы детей)
- Правильно, потому что огромное количество людей съезжалось на Ярмарку, с целю продать свой товар…Это были кто? …Правильно, торговцы, продавцы. И с целью купить товар, да желательно подешевле…А это были кто?
-Правильно, покупатели. Ребята, а как вы думаете почему ярмарка называлась Покровской? (Ответы детей)
- Правильно, молодцы, потому что она открывалась в праздник Покров день.
- А как вы думаете, ребята, как долго ярмарка продолжалась? (далее воспитателем дается на 1-2 минуты краткий экскурс в историю покровской ярмарки) Ну, ребятки, а мы давайте подойдем и посмотрим, а что на нашей ярмарке сможем мы купить) Подходит воспитатель вместе детьми к первому прилавку. Воспитатель:
- Ребята, а давайте узнаем чем торгует торговка. Скажем все вместе вот так (дети хором с воспитателем) :
-Хозяйка, хозяйка!
Здрава будешь!
Чем торгуешь?
А она нам ответит:
(Девочка. 1 торговка) :
- Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Что за товар!
И тот хорош,
И другой хорош,
Выбирай, который хошь!
- Спасибо, хозяйка. Товар и правда хорош,а хватит ли нам денежек? Ребята,давайте посчитаем сколько денежек у нас. (Дети считают, им не хватает)
- Ну, что ж, ничего! Давайте посмотрим,что следующая торговка продаёт. Может здесь чем-нибудь отоваримся?
(2 торговка) :
-Эй, старые, усатые,
Рыжие, бородатые,
Девки - вострушки,
Старушки - хлопотушки!
Подваливай валом,
По дешевке продаем,
Чуть не даром отдаем!
Воспитатель:
-Ой, ребята, смотрите, торговка говорит недорого её товар стоит, по дешевке, т. е. совсем недорого она его продаёт. Может и удастся чем-нибудь отовариться? Пойдемте спросим, что она продает и по чем?
(Дети хором)
- Хозяйка, хозяйка!
Здрава будешь!
Чем торгуешь? (Товар оказывается не по карману, дети с воспитателем переходят к другому прилавку)
(3 торговка) :
- Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват!
Булавки, иголки, стальные приколки,
За один пучок - плати пятачок!
Воспитатель : - Ну,девицы-красавицы вот так товар, прямо -таки для вас. А сколько интересно, такая красота стоит? По карману ли? (Товар оказывается не по карману. Дорого)
Воспитатель :
-Ну, мы расстраиваться не станем. На ярмарке для всех место найдется. Каждый товар своего покупателя ждет! Давайте посмотрим, что эта торговка нам продаст?
Дети хором:
- Хозяйка, хозяйка!
Здрава будешь!
Чем торгуешь?
(4 торговка) :
-Ай да пироги!
Только рот береги!
Хоть нет зубов, а кусаются!
Вот где горячие-то!
Воспитатель:
- Ой, какой аппетитный товар, так и просится в рот, давайте посмотрим,а хватит ли денежек на него? По карману ли? (Оказывается по карману)
- Ну вставайте в очередь, да покупайте! (Дети встают за прилавок,расплачиваются, берут петушка, пряник, сушку, благодарят за покупку и отходят в сторону)
-Ну вот,наша первая покупочка! Вот мы и отоварились!
Воспитатель:
-Чтоб не ломать зубок,
Кидай в мешок. С чайком дома откушаем! (Дети кидают свои покупки в мешочек.)
Воспитатель:
- Ой, ребята, а это кто? (Под музыку «Коробейники») выходит Коробейник (ребенок) :
- Платочки шелковые-
Алые, голубые, лиловые,
Кто с платочком пляшет.
Да на балалайке играет,
Тому скучно не бывает!
- Ребята,а скажите,как вы думаете,кто такой коробейник? Почему у него такое название? (Ответы детей и последующее объяснение вос-ля)
Воспитатель:
- Ребята, на ярмарке скучно не бывало, как говорили в старину, сюда приходили на других посмотреть, да себя показать! Попеть, поплясать, повеселиться! А кто же люд честной веселил? (Ответы детей) Правильно, Скоморохи! А читали они веселые потешки, которые потешали, тешили,т. е. значит что делали?. Правильно ВЕСЕЛИЛИ людей. А назывались такие потешки СКОМОРОШИНАМИ. Ну-ка, скоморохи. Потешьте нас, почитайте ваши скоморошины!
1 скоморох:
-Едет Ваня в красной шапке
На серебряной лошадке.
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит.
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
2 скоморох:
- Ой, Ваня простота!
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал до ворот!
Воспитатель:
-Ребята, вот здорово!
А наши скоморохи приглашают нас потанцевать (все встают в круг с «Петухом» и кружатся, держась за ленты, идя по кругу то в левую, то в правую стороны попеременно под музыку).
По окончании в-ль говорит:
- Ну что ж, ребята, тем, кто народ потешает и веселит,
Живот-то тоже кушать велит!
Так будем же хорошими!
Подбросим артистам по грошику!
А тем, кто веселил умеючи:
Подбросим по копеечке!
(Дети в шапку скоморохов бросают мелкие монетки)
- Ну а попеть-то народ любил, особенно что? Правильно, частушки. А исполнитель частушек подыгрывал себе на каком народном инструменте? Как вы думаете? Ну, как правило, на балалайке. Примерно вот так : (воспитатель берет балалайку исполняет 2-3 частушки)
Воспитатель: Ну а теперь ребята мы с вами попали как вы думаете, куда?
-Правильно, в сувенирную лавку. А что в сувенирных лавках продавали?
-Правильно сувениры. Давайте посмотрим, что тут у нас есть. А чего только нет! (краткий экскурс вос-ля в историю народных промыслов, воспитатель всё объясняет, подкрепляя свой рассказ наглядностью, в заключение экскурса вос-ль говорит:
-Да, ребята, но стоят такие сувениры, да и раньше стоили довольно дорого. А почему? (Ответы детей) …Правильно, потому что в них было вложено много времени и труда, мастер мог затрачивать недели и даже месяцы на изготовление той или иной вещи, того или иного изделия. А мы посмотрим, а у нас с вами сколько - нибудь денежек осталось ещё? Осталось, но на покупку сувениров точно, к сожалению, не хватит. Но мы не расстраиваемся, мы-то знаем, что на Ярмарке всем места хватит.
- Широка ты, ярмарка, Покровская, осенняя!
-Уж на ярмарке осенней шум и смех,
Гудит веселье!
-Там и пляшут и поют,
И подарки раздают.
Вот откуда веселье-то. Вот, где много люду трудового и праздного собиралось. Просто зевак, которые пришли поглазеть на то, что вокруг происходит, деется. Развлекал всех на Ярмарочных представлениях один знакомый вам и забавный персонаж.
Как вы думаете, кто это был? (Ответы детей)
- Правильно, Петрушка. Петр Петрович Уксусов (Такая у него была фамилия) Он давал представления на ярмарочной площади. А театр, где Петрушка выступал, назывался балаган. Это были балаганные представления. Петрушка высмеивал жадных,злых и ленивых,поэтому Петрушку народ очень любил (Воспитатель берет игрушку - куклу БИБАБО Петрушка)
-Я веселая игрушка!
А зовут меня (дети хором ПЕТРУШКА)
Балагур и весельчак,
Байки я травить мастак!
Я на ярмарке гулял,
Да случайно увидал,
Как старик свою корову
За бесценок продавал
- воспитатель говорит: Ребята,помните откуда эти строки? (Ответы детей)
- Правильно. Это сказка "Как старик корову продавал"
- Ребята, понравилось вам на ярмарке? А что вам понравилось? Что мы здесь сегодня увидели и делали? После 3-5 вопросов воспитатель говорит: «Ну что ж, ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ- ЧАС. Наш час забав и веселья закончился) Пора и честь знать, как говорится, и домой возвращаться. Будем чай со сладостями пить! До свидания, ярмарка! И под музыку Г. Свиридова «Тройка» Дети «уезжают» с ярмарки.
Окончание занятия.