Светлана Хоросоженко
«Филимоновская игрушка». Конспект интегрированного занятия для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет «Филимоновская игрушка»
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей и особенностями филимоновской игрушки.
2. Развивать интерес к народному творчеству и традициям.
3. Учить детей создавать игрушку в стиле филимоновской росписи.
4. Развивать мелкую моторику, творческое воображение и эстетическое восприятие.
Материалы и оборудование:
•Филимоновские игрушки (или их изображения).
•Пластилин или глина.
•Стеки, доски для лепки.
•Презентация или иллюстрации с филимоновскими узорами.
•Аудиозапись народной музыки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Приветствие детей.
Создание эмоционального настроя: включение народной музыки.
Введение в тему.
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное место — деревню Филимоново. Там живут необычные игрушки, которые делают из глины. Эти игрушки очень яркие и красивые, а называются они филимоновскими. Давайте узнаем, чем они так интересны!»
Основная часть
Рассказ о филимоновской игрушке:
Воспитатель показывает игрушки или иллюстрации и рассказывает.
Филимоновские игрушки появились очень давно в деревне Филимоново, которая находится в Тульской области. Люди там лепили игрушки из глины, чтобы играть и украшать свой дом. А глину добывали в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. При сушке глина быстро покрывается трещинами и ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой. Туловище игрушки при этом вытягивается. Эти игрушки всегда вытянутые, с длинными шеями и тонкими ножками. Они похожи на сказочных героев! Игрушки раскрашивают яркими красками. Краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые. Узоры на них простые, но очень красивые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», «звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни.
Рассматривание игрушек:
Воспитатель показывает детям игрушки (или изображения) и задает вопросы:
«Кто это? (конь, птица, барыня и т. д.)».
«Какие цвета вы видите?»
«Какие узоры нарисованы на игрушке?»
«Почему эти игрушки такие тонкие и вытянутые?»
Обсуждение:
Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, для чего люди делали такие игрушки? (чтобы радовать детей, украшать дом, сохранять традиции)».
«А вам нравятся эти игрушки? Почему?»
Воспитатель: «Давайте с вами попробуем превратиться в филимоновских мастеров и слепить петушка. Но перед лепкой мы сделаем разминку».
Физкультминутка:
Под народную музыку дети выполняют движения, имитирующие лепку:
«Лепим, лепим колобок» (круговые движения руками).
«Вытягиваем, вытягиваем» (движения руками вверх-вниз).
«Украшаем, украшаем» (движения кистями рук).
Лепка
Демонстрация процесса лепки:
Берет кусочек пластилина или глины и раскатывает его в колбаску.
Вытягивает одну часть для шеи и головы, другую — для туловища и ног.
Добавляет детали: хвост, крылья.
Объясняет: «Филимоновские игрушки всегда тонкие и изящные, поэтому старайтесь вытягивать пластилин аккуратно».
Самостоятельная работа детей:
Воспитатель напоминает, что форма должна быть вытянутой.
Подсказывает, как добавить детали.
Хвалит за старание: «Молодец, у тебя получается красивая шея!», «Какой интересный хвостик!».
Дети украшают свои игрушки, используя филимоновские узоры (полоски, точки, солнышки).
Воспитатель напоминает о яркости и простоте узоров.
Рефлексия:
Выставка работ.
Вопросы для обсуждения:
Что вам понравилось больше всего?
Какая игрушка получилась самой интересной?
Что нового вы узнали о филимоновской игрушке?
Похвала и поддержка детей.