Яблонская Вера
Конспект интегрированного развлечения в подготовительной группе «Праздник русской березки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Праздник русской березки»
Воспитатель: Яблонская В. М. МАДОУ ЦРР д/с № 4 г. Межгорье
Цели: продолжить приобщение детей к духовным ценностям народной культуры; Расширить представления детей об образе березы в народном творчестве, поэзии, музыке, искусстве и детском изобразительном творчестве.
Задачи:
• Образовательные - закреплять, расширять знания и кругозор детей о природе, о берёзе. уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; применять полученные знания для создания образа берёзы
Публикация «Конспект интегрированного развлечения в подготовительной группе „Праздник русской березки“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Троица. Празднуем День Святой Троицы
- Темочки
• Развивающие - повышать интерес к Родине; создавать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний о традициях, обрядах, фольклоре русского народа. формировать умения передавать в рисунке характерные особенности березы нетрадиционными средствами изображения (рисование зубной пастой, вырабатывать навыки выразительного чтения поэтических произведений и их эстетического восприятия
• Воспитательные - воспитывать любовь к природе Родного края, к Родине воспитывать любовь и бережное отношение к берёзке – неофициальному символу России. способствовать развитию духовности и экологически грамотного поведения; эстетическое отношение к природе, воспитывать трудолюбие, аккуратность, целенаправленность и взаимопомощь.
Интеграция образовательных областей:
• Познание.
• Социально- коммуникативное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественное-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
Предварительная работа:
Наблюдение за берёзой. Хоровод «Ай да берёзка» сл. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко. Знакомство с художниками: И. Э. Грабарь, И. И. Левитан, А. И. Куинджи; рассматривание картин и иллюстраций. Заучивание пословиц, поговорок, загадок, стихов о берёзе. Взаимодействие с родителями: «Какую пользу приносит берёза?» коллективные работы березки. Презентация «Берёза белая моя». Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.
Г. Ненашева - «Белая берёза под моим окном»; «Песняры»- «Берёзовый сок»; Сябры - «Вы шумите, берёзы»; гр. «Любэ» - «Берёзы»; русская народная песня – «Во поле берёза стояла».
Материал и оборудование:
Ветки берёзы с бахромой, иллюстрации с изображением берёз и березовой рощи; цветной платочек (на каждого ребёнка, магнитафон, компьютер и
мультимедийная установка, цветной картон, зубная паста, ватные палочки, салфетки бумажные и влажные, кисти для рисования зубной пастой (разные номера, подставки для кистей.
Звучит музыка Е. Дрейзин, старинный вальс "Березка"
Дети под музыку входят в зал и подходят к воспитателю
Воспитатель:
Ребята, как много у нас гостей, давайте, поздороваемся. Русская народная
поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». У нас хорошее, радостное настроение. Мы все бодрые и веселые.
Дети стоят полукругом, воспитатель в центре.
Россия - край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда всё, что есть лучшего в нас? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги или от белоствольных берез?
Послушайте и скажите мне ребята, о каком дереве мы поведём сегодня разговор? :
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
К низу веточки спускаются,
А на веточках сережки (Ответ детей)
– Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Березку, милую, родную, издавна считают символом России - нашей Родины. Про березу в народе говорят : «Березонька глаз радует, радость источает». Посмотрит на нее человек, и веселее у него на душе становится.
Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей
березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора. Стройная, с тонкими, длинными ветвями и раскидистой кроной, берёзка привлекательна во все времена года. О ней сложено много песен, былин, преданий, стихов, создано много живописных картин. Самое истинно русское дерево береза своими корнями уходит в глубокое прошлое и связано с именем самой почитаемой богиней на Руси Берегиней.
Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В старину в народе говорили о березе как "о дереве об четырех делах" :
Первое дело - мир освещать (избы освещали лучиной);
Второе дело - крик утешать (давала деготь, чтобы колеса у телег смазывать);
Третье дело - больных исцелять (лечились почками, соком, листьями);
Четвертое дело - чистоту соблюдать (банными вениками и метлами обеспечивала крестьянам чистоту и гигиену). В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица.
Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Под музыку «Во поле берёзка стояла» входит Березка
Березка :
Здравствуйте! Как я рада,
Быть с вами в этот день!
Спасибо, что березку не забыли,
И меня к себе в гости пригласили.
Воспитатель:
Послушай, Берёзка, что о тебе могут рассказать наши ребята.
Ребё нок:
Ты до того, берёзонька, красива,
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
Ребята, разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А стихи русских поэтов, живопись художников - без образа этого дерева. Мы много беседовали с вами об этом дереве, рассматривали картины и иллюстрации, прослушивали музыкальные произведения о нём.
Викторина: «Что мы знаем о берёзе?»
- Почему у берёзы молодые листочки клейкие?
- Почему берёзу называют прабабушкой бумаги?
- Почему весной нельзя ранить берёзу?
- Какие части дерева используют в медицине?
- Почему в бане парятся берёзовым веником?
- Почему ствол у берёзы всегда прохладный?
- Что делают из бересты?
- Чем хороша посуда из бересты?
Как вы думаете почему все эти изделия делали из коры березы а не другого дерева?
Назови предмет из бересты
Опытно – экспериментальная деятельность: «Сравним кору берёзы и кору клёна». Делаем вывод, что кора берёзы более прочная, не пропускающая влагу, что она меньше гниёт.
Березка : Вижу я, что вы много обо мне знаете, мне очень приятно. А вы знаете, как посадить березу?
Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой сесть.
• Словесно-коммуникативная игра «Березовый листочек»
• Воспитатель: А ещё берёзка мы знаем очень много красивых слов о тебе, Ребята, представьте себе, что наши руки стали веточками, а ладошки листочками березки, давайте будем касаться друг друга теплыми, добрыми листочками и скажем нашей берё зке все замечательные слова о ней : красивая, стройная, гибкая, белоствольная, милая, нежная, ранимая, любимая, ветвистая, кудрявая, развесистая, раскидистая, светлая, пышая, прямоствольная, ясная, скромная, хрупкая, беззащитная, молодая, высокая, прекрасная.
Воспитатель обращается к берё зе:
В устном народном творчестве русский народ сложил о тебе мудрые пословицы и поговорки. Вот послушай ребят.
Пословицы и поговорки о березе :
Березкой обогреешься, а не оденешься.
Какова березка, такова и отростка.
Березовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Бела берёста – да дёготь чёрен
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Тонка берёза, да разуму учит.
Для врага и берёза угроза.
Кривая берёзка не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Берёзовый веник в бане всем господин.
Березка благодарит детей
Воспитатель:
Художники и поэты воспевали берёзу и красоту природы разными способами и средствами. Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее.
Дети садятся на стульчики перед экраном интерактивной доски
На экране - репродукция картины И. И. Левитан - «Золотая осень»
На полотне И. И. Левитана - «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж : поля, рощи, река. Почему художник назвал свою картину Золотая осень? Все наше внимание приковано к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Она очаровывает нас своей красотой. Вопросы к детям.
На экране - репродукция картины И. Э. Грабаря “Февральская лазурь”А сейчас взгляните на эту картину. Ее написал художник И. Грабарь. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу зимой. На переднем плане мы видим красавицу берёзу, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом. Это конец зимы, февраль. Вся роща озарена светом яркого солнца. Посмотрите, какое ясное голубое небо, видно, что день стоит солнечный. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами.
Ребё нок:
Белая берёза,
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
На кране - репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”
Картина Саврасова - «Грачи прилетели» рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. На переднем плане — грачи. Они заняты важным делом, спешат соорудить на берёзах гнёзда. Берё зы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели.
На экране - картина И. И. Левитана “Березовая роща”
Перед нами картина Левитана - “Березовая роща”. Художник, изображая берёзовый лес, передаёт игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зелёного цвета листвы берёзок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Берёзки в картине Левитана являются самыми весёлыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу. Эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них. Глядя на эти картины, возникает желание увидеть все эти берёзовые рощи и эту красоту в действительности, как увидели ее художники. Воспитатель: В каком художественном жанре написаны все эти картины? (Пейзаж)
Как прекрасна береза во все времена года!
Есть у берёзы и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской берёзы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году. Девушки шли в лес, вокруг березки водили хоровод. Березку называли ласковыми словами – «величали». Гостинцы приносили и березке. Подарками и величальными песнями хотели расположить природу к людям.
Звучит музыка: хоровод «Березка»
Баба яга
(Под музыку влетает Баба Яга, танцует)
Б. Я. : Тпрууу! Стоять!
Что за шум и что за гам?
Я вам всем сейчас задам!
Шума я не потерплю.
Лес свой очень я люблю
Что вам от березки надо
Воспитатель: Что ты Бабушка Яга
мы с добром пришли сюда
мы природу уважаем,
а березку обожаем
много о березке знаем и стихи
Вам почитаем!
Стихи для Бабы Яги
Ребёнок
За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.
Ребё нок:
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Ребё нок:
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую.
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
и гнется, но не ломится!
Баба яга:
Мне очень понравилось стихотворение.
Воспитатель:
А ещё, народ долго наблюдал за берёзой, да и примечал себе. Сейчас Баба- яга мы тебе расскажем приметы о берё зе:
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Иней на берёзах – к морозу.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Весной березовый сок не вкусен – хлеб уродится на славу.
О том, какой будет весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, с низу – позднейю.
И зиму березы могут предсказывать. В начале отября с них лист не опал – снег ляжет поздно.
Если на берёзе много серёг – к урожаю гороха.
Если листья на берёзе густые и тёмно – зелёные – к урожаю и хорошему хлебу.
Когда лист с берёзы и дуба опал чисто, будет для людей лёгкий год.
Баба- Яга:
Да, много дети вы узнали, о березе рассказали, а гости то что о березе знают, я сечас их испытаю
Игра «Что ты знаешь о березе?» с гостями и родителями воспитанников.
Ведущий: Баба Яга, а с ребятами ты хочешь поиграть?
Баба Яга - Да, да, очень хочу!
Ведущий: Ну тогда, Баба-яга, покатай деток на своей метле! (Объясняет правила игры)
Игра «Хвост «Бабы Яги»
Дети стоят по кругу, Баба-Яга с метлой в руках летит по кругу со словами
Я Яга, Яга, Яга, Я лечу, лечу, лечу
Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит:
Хочешь быть моим хвостом? А ребенок отвечает:
Да, хочу!
— и хватается руками за метлу
Дальше Яга «летит» с ребенком на «хвосте», игра продолжается и они цепляют остальных детей. Игра повторяется 2-3 раза.
Ведущий: ну Баба Яга ты и шустрая, хоть и не молодая уже, нам очень понравилось с тобой играть, оставайся с нами!
Баба- яга:
Я бы рада, но пора, до свиданья детвора!
Гости тоже не скучайте и меня не забывайте!
Березка : Как мне с вами хорошо, весело так не хочется с вами расставаться!
Воспитатель: Ребята, а давайте подарим нашей гостье березке на память её портрет?
Воспитатель предлагает детям стать художниками-мастерами.
Дети идут в мастерскую к столам с ИЗО материалами.
Воспитатель:
Сейчас мы с вами будем изображать берёзку с помощью зубной пасты и морской соли. Давайте вспомним как нужно правильно рисовать, чтобы у вас получился прекрасный образ летней берёзы.
Прежде, чем начать рисовать давайте разомнем наши пальчики:
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
Самостоятельная работа под муз сопровождение.
Берё зка: Ребята, какие вы художники! Вы так необычно и оригинально изобразили меня и моих сестёр!
Анализ детских работ
Березка :
Спасибо вам, ребята, за тёплый приём. Мне было очень интересно у вас в гостях! Спасибо вам за добрые слова и уникальные картины, нарисованные вами!
Примите и от меня на память - вот эти берёзовые листочки. (Берёзка прощается и уходит.)
Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. А значит, мы её должны беречь и охранять. Я завершаю наше мероприятие стихотворением
Будем берёзку любить, охранять,
Будем мы взрослым во всём помогать
Реки, поля и леса сбережём.
Помним о том, что природа наш дом
Воспитатель:
Воспитатель спрашивает детей : А какой завтра у нас праздник?
День Единения России. А Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!
Дети становятся в полукруг.
Песня о Родине