Лина Дворская
Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Конспект НОД в подготовительной группе «Ярмарка мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Обобщить представления детей о декоративно – прикладном искусстве России, о русских промыслах Гжели, Городце и Хохломе.
2. Продолжать развивать умение разбираться в особенностях Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи, прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями.
3. Упражнять в росписи готовых форм по мотивам русского промысла Гжель.
4. Показать детям красоту и разнообразие музыки русского народного творчества.
5. Развивать чувство ритма и вокальных навыков.
Публикация «Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством, Конспект НОД в подготовительной группе „Ярмарка мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
6. Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.
Предварительная работа:
Сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки изделий народно декоративно – прикладного искусства, изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи на НОД по изобразительной деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр.
Оборудование:
Русские народные костюмы, три «причелины» с элементами трёх росписей для обозначения лавок на ярмарке, подлинные изделия мастеров, а также детские работы (рисование и аппликация) для оформления лавок, лента, музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.
Для практической работы: плоскостные формы, гуашь синяя, кисти, баночки с водой, влажные салфетки.
Интеграция изо – музыка.
Орг. Момент:
К. Здравствуйте люди добрые!
Д. Здравствуйте.
В. Куда ты коробейник, путь держишь?
К. Эй вы люди добрые,
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на Святой Руси –
А то не соколы да слетаются,
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!
На ярмарку иду, приглашаю и вас.
Ход НОД
В. Да, велика наша страна – много городов, поселков, деревень. В них живут добрые, красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: Мастера на все руки. Мастера золотые руки. Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!
Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица : и прясть и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывать – залюбуешься! Прозвали её за это Марьей – Искусницей! Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучил мастерицу в своё царство. Да только Марья – Искусница обернулась Жар птицей и улетела, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на Русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!
В. С давних времен у русского народа был обычай – устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать, да на других посмотреть.
К. Приглашая и вас на ярмарку.
(Дети с радостью соглашаются, поют и идут к первой лавке) :
Эх, полным полна моя коробочка,
Мы на ярмарку идем.
Бусы, ленты и игрушки,
Мы на ярмарке найдем!
(Пошли к первой лавке).
К. Задает загадку:
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёк, завиток.
Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой.
Как зовут товар такой?
Д. Это Хохлома!
В. Как вы догадались?
Д. (ответы детей)
В. Да посуда хороша,
Так и радуется душа!
Коробейник, что это у тебя за конверт?
К. В конверте вопросы о нашем промысле.
Вопросы:
1. Почему так называется эта посуда – Хохлома? (По названию села).
2. Из чего делают эту посуду? (Из дерева липа и береза).
3. Как деревянная посуда становиться золотой? (Сначала деревянную заготовку обмазывают глиной, потом покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуду и становиться золотой).
В. Да, сложная работа у хохломских мастеров!
Возьмем чудо – ложки,
Поиграем немножко! (Кладет несколько изделий в корзину).
«Игра с ложками» :
Передайте ложки,
По нашему кружочку.
Найдите чудо – ложки,
Для себя дружочка!
(У кого из детей оказались ложки на момент окончания слов, выходят в круг, играют на ложках, а остальные дети поют песни «Расписная ложка»,
(музыка и слова Н. Суховой).
Ребенок. Э – ге – гей! Солнце красное встает,
К другой лавке спешит народ! (подходят к другой лавке).
Д. Есть у нас в стране местечко,
Где расписывают дощечки!
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
Гирлянды птиц собирают,
Кони гривами играют!
Вы по Волге вниз спустились,
Вас встретить, как родной отец,
Славный город Городец!
В. Да красивые вещицы.
Коробейник, ты приготовил для нас вопросы?
(Коробейник подает конверт).
1. Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь).
2. Чем украшают посуду? (Цветами – розами, купавками, бутонами, волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей).
3. Почему Городецкая роспись такая праздничная? ( В росписи используются разные цветы: розовый, синий, красный, голубой, желтый, оранжевый, черный и белый. Белый цвет наноситься сверху на узор – оживляет рисунок).
Д. Ох, Россия, ты Россия –
Слава не убавилась.
Городцом ты, Городцом,
На весь мир прославилась!
В. А теперь мастера!
Подходите – кА сюда!
Ярмарку продолжаем,
С ленточкой поиграем!
«Игра с лентой» :
Вышел (а) (имя) погулять,
Стал (а) подружку (друга) выбирать,
Стал (а) подружку (друга) выбирать,
Кому ленту передать!
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку возьмись!
Мы считаем: 1, 2, 3.
Ну – кА ленточку бери!
(Проводиться игра по аналогии с подвижной игрой «Платочек»).
Д. Пока дружно мы играли,
Мастера новые приезжали!
Лавку открывают,
Гостей к себе зазывают!
(Подходят под музыку к третьей лавке).
В. Ещё одна лавка осталась – посуда здесь фарфоровая. Красоты необыкновенной.
А где делают такую посуду.
Д. В Гжели.
В. Нам очень нравиться твоя посуда.
У тебя наверно тоже есть вопросы для наших ребят?
Вопросы:
1. Из чего делают Гжельскую посуду? (Из белой глины).
2. Почему так называется эта посуда – Гжель? (По названию деревни, а также, потому что, её два раза обжигают в печи.
3. В чем особенность Гжельской посуду? (Её расписывают, только синий краской. Придают посуде причудливые, необычные формы – в виде разных животных).
К. Ой, а что же это такое, не пойму,
Почему не вся посуда расписана?
В. Ребята как же нам помочь Гжельским мастерам?
(Дети предлагают разные варианты).
В. Придется нам потрудиться, помочь мастерам.
Приглашаю вас в художественную мастерскую.
Выберите себе изделия и приступайте к работе.
Какими приёмами работы с кистью мы будем пользоваться при росписи?
Д. Рисование всей кистью, кончиком кисти, примакивание, мазок.
В. А теперь садитесь поудобнее и приступайте к работе.
Звучит песня «Васильковая гжель», дети расписывают посуду.
В. Хорошо потрудились в роли мастеров.
Теперь мы наполним гжельскую лавку товаром.
В. Ярмарка завершается, чаепитие в группе начинается!