Наталья Мичурова
«Кукольный театр Буратино». Конспект интегрированного занятия (познавательная и опытно-экспериментальная деятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного НОД (познавательная и опытно-экспериментальная деятельность) в старшей группе.
«Кукольный театр Буратино»
Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 28 "Ветерок"
Мичурова Наталья Вадимовна,
I квалификационная категория
Проблема: «Роль света и цвета в жизни людей».
Цель: развитие у детей познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„Кукольный театр Буратино“, Конспект интегрированного занятия (познавательная и опытно-экспериментальная деятельность)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Буратино»
- Темочки
расширять знания о свойствах света и цвета;
учить детей разрабатывать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;
в процессе обсуждения систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Развивающие:
развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);
развивать моторику, зрительно-моторную координацию;
развивать коммуникативные навыки при объединении детей в поисковые группы.
Воспитательные:
укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения.
Планируемый результат: дети имеют представление о свойствах света, умеют устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, стремятся к самостоятельному получению знаний, умеют работать в группах, договариваться, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других детей и взрослого.
Пространственно-временной ресурс:
непосредственная образовательная деятельность входит в систему мероприятий по мини-проекту «Свети, сияй, гори», длительность занятия – 25 минут, проводится в групповом помещении.
Научно-теоретическое обоснование: непосредственная образовательная деятельность познавательно-исследовательского характера для старшей группы детского сада. Предложены занимательные опыты, которые побуждают детей к самостоятельному поиску способов экспериментальных действий, развивают умение видеть новое, необычное в хорошо знакомых предметах. Это занятие знакомит дошкольников с физическими свойствами света, его значением в природе и жизни людей, способствует развитию навыков анализа, сравнения, умению решать познавательные задачи и делать выводы, воспитывает наблюдательность, внимание к окружающему миру.
Материалы и оборудование: белый холст – экран, краски гуашь, баночки с водой, кисти, салфетки, увеличительные стекла, бумага, картон, носовой платок с инициалами К. Б., письмо, черный длинный волос из парика, зеркала, плакаты «Свет», «Свет в природе», «Свет в жизни людей», настольная лампа, фонарики, цветные стекла (красное, синее, желтое, стеклянная призма, готовые элементы для оформления декораций, плоские фигурки для теневого театра, магнитофон.
Методы и приемы:
- наглядные: использование плакатов, созданных детьми и воспитателем «Свет», «Свет в природе», «Свет в жизни людей»;
- словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказы детей;
- положительная мотивация;
- художественное слово;
- практические действия: проведение опытов, оформление декораций, показ теневого театра.
Предварительная работа:
1. Опытническая деятельность детей с различными оптическими приборами и приспособлениями.
2. Знакомство с понятиями световой луч, прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, свет и тень, прозрачность предметов.
3. Оформление плакатов «Свет», «Свет в природе», «Свет в жизни людей».
4. Знакомство с принципом зеркального отображения.
5. Знакомство с новым видом театра – теневым.
6. Чтение сказки «Самая нужная вещь» Аветик Исаакян.
Ход.
I. Моделирование ситуации. Выявление проблемы Погружение в игровую ситуацию.
Воспитатель сообщает, что к детям группы «Непоседы» обращается за помощью Буратино. В кукольном театре исчезли все цвета. Все стало белым. Показывать веселые представления куклы больше не могут.
Воспитатель: «Почему исчезли цвета?» (Предполагаемые ответы детей: кто-то покрасил все белым; выгорели на солнце; покрылись пылью, грязью; смешали краски; Карабас Барабас украл все краски, засыпало снегом.)
Воспитатель: Надо проверить ваши версии. Предлагаю объединиться в исследовательские группы и пройти в нашу лабораторию.
II. Поэтапное решение проблемной ситуации. Экспериментирование в группах. Обсуждение полученных результатов.
Воспитатель и дети:
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Дети стараются выяснить причину отсутствия цвета в кукольном театре.
Эксперимент 1. Детям предлагается перейти в лабораторию и попробовать смешать все цвета красок (получится грязный цвет).
Вывод: простым смешением красок белый цвет получить нельзя.
Эксперимент 2. Подгруппа детей ищет, пыль, грязь на холсте кукольного театра, следы выгоревших красок. (Протирают сухой тряпкой, разглядывают через увеличительное стекло, моют часть холста.)
Вывод: следов пыли и грязи нет. Нет следов от выгоревшей краски.
Эксперимент 3. Подгруппа детей «создает» ветер, чтобы раздуть снег с холста. (Дети делают веера из бумаги, пользуются подручными картонками, - «дуют» на холст.)
Вывод: при появления ветра на холсте ничего не изменилось, значит не снег виноват, в том, что все краски исчезли.
Подгруппа детей – «сыщики»- ищут в группе возможные следы Карабаса Барабаса и находят: носовой платок с инициалами, длинный черный волос из бороды доктора кукольных наук, письмо. (Письмо написано с помощью копировальной бумаги, положенной красящим слоем вверх.)
Воспитатель: Значит, это Карабас Барабас все-таки виноват, что в кукольном театре исчез цвет, и он стал белым. Что же он нам пишет? Давайте прочитаем.
Дети раскрывают конверт и не могут прочитать. Дети высказывают свои предположения о том, как можно прочитать записку. (Предположительные ответы детей: записку надо перевернуть вверх ногами; посмотреть на свет; прочитать с помощью зеркала.)
Дети читают письмо: «Я, Карабас Барабас, доктор кукольных наук забираю у Буратино то, без чего представление показать нельзя! Я забираю цвет, декорации. Я оставил только свет.»
Воспитатель: Свет! В театре остался свет. Карабас Барабас не догадывался, что в нашей группе «Непоседы» непростые ребята, а настоящие исследователи, которые очень любознательны. И мы про свет уже много знаем. Давайте вспомним:
1 –й ребенок. Для жителей планеты Земля большое значение имеет Солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому люди и животные видят окружающий мир. Солнечные лучи помогают вырабатывать в теле животных организмов очень полезные вещества - витамины. Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми.
2-й ребенок. Солнечный свет и тепло нужны не только животным, но и растениям. Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят. Растения жить без солнечного света не могут.
3-й ребенок. Люди создали искусственное солнце – лампу накаливания. Для людей свет также очень важен: мы можем почитать книгу вечером, посмотреть кино, поиграть…
Люди научились использовать силу света: настольная лампа, экран телевизора, открытый огонь, маяк, сигнальные маячки. Свет нужен везде.
Воспитатель: Молодцы. Профессор Всезнайкин будет доволен: вы много запомнили из его мультфильма.
Свет – это форма энергии. Распространяется он в виде волн и, подобно морским волнам, может отражаться от препятствий или преломляться. Более 300 лет назад английский физик Исаак Ньютон обнаружил, что белый свет – это смесь лучей всех цветов радуги.
Солнце, лампочка – излучают свет, этот свет называют светящимся. Но большинство окружающих нас предметов, свет не излучают, они отражают свет. Предметы белого цвета отражают света больше, а потому выглядят ярче. Черный цвет почти полностью свет поглощает и не отражает его совсем. От зеркала свет отражается полностью, поэтому мы видим в нем наше отражение.
Обычно распространение света идет по прямым линиям, но если на его пути есть преграда, через которую он не проходит, то за ней образуется тень.
Мир становится цветным только при помощи света.
Воспитатель: Как же нам помочь Буратино вновь открыть театр? У нас только есть белый холст и свет?
Предположения детей. (Нарисовать декорации самим; показать теневой театр самостоятельно; разукрасить мир с помощью радуги; найти цвет с помощью света.)
Физминутка под музыку из к/ф «Приключения Буратино».
Воспитатель предлагает вновь объединиться в исследовательские группы для экспериментирования.
Эксперимент 4. Используя настольную лампу, стеклянную призму дети получают «радугу».
Вывод: театр преобразился, стал цветным.
Эксперимент 5. Дети включают фонарики и, подставляя разные стеклышки (красное, синее, желтое, получают цветные пятна. Где пятна накладываются друг на друга,- появляются новые цвета и оттенки.
Вывод: всего три цветных стекла могут создать множество цветов и оттенков. Этот факт можно использовать при показе театра.
Подгруппа детей оформляет холст театра декорациями (из готовых элементов).
Подгруппа детей готовится к показу теневого театра: устанавливает свет, раскладывает плоские фигуры за холстом, репетируют.
III. Систематизация информации о теневом театре
Воспитатель: Театр теней – это удивительный и зрелищный вид театрального искусства, зародившийся в Азии свыше 1500 лет назад. Родиной теневого театра считается Китай.
Представления театра теней проходили ночью с заката до рассвета. На хорошо утрамбованной поляне на бамбуковых шестах ставился огромный экран. За экраном разжигался костер из скорлупы кокосовых орехов. По другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ.
Дети показывают сказку «Колобок».
IV. Итоги работы. Разрешение проблемы. Определение новой проблемы.
Воспитатель: Что интересного мы узнали сегодня в лаборатории? (Свет помогает увидеть цвет предметов. Узнали историю теневого театра.) Как вы думаете, мы смогли помочь Буратино открыть театр?
Воспитатель: Но как же нам отправить наши декорации, наши фигурки из теневого театра в кукольный театр Буратино? (Предполагаемые ответы: на воздушном шаре, по электронной почте, отнести самим, построить воздушный корабль.) А это будет нашей следующей задачей, над которой мы будем думать в нашей лаборатории. Спасибо, мои маленькие исследователи за работу.