Оксана Зизевских
Конспект интегрированного крипто-квеста «Загадки Цезаря» по программе детской универсальной STEAM-лаборатории Е. А. Беляк
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного крипто-квеста «Загадки Цезаря»
Цель: формировать базовые понятия и навыки криптографии, картографии, базовой астрономии, развить пространственное мышление.
Задачи:
• Познакомить с шифром Цезаря, симметричным шифрованием.
• Формировать первичные представления о планетах Солнечной системы и перспективах их освоения человечеством.
Публикация «Конспект интегрированного крипто-квеста „Загадки Цезаря“ по программе детской универсальной STEAM-лаборатории Е, А, Беляк» размещена в разделах
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Заяц. Сценарии развлечений с зайчатами
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Систематизировать знания детей о геометрических представлениях, приобщать детей к совместному конструированию объемных фигур.
• Формировать навыки исследовательской деятельности, познакомить с понятием «инерция».
• Закрепить первичные навыки чтения карты, ориентацию в пространстве.
• Развить связную речи дошкольников.
• Повысить мотивацию к обучению, командную деятельность.
Ход занятия.
Приветствие «Утром солнышко проснулось…»
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось,
Свои лучики раскрыло,
Всем улыбки подарило.
Оглядело все вокруг - слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте:
Здравствуйте! Доброе утро!
Приветствие мимикой и жестами.
Воспитатель: ребята, не так давно прошел праздник, посвященный дню защитника Отечества, где вы успешно показали, какие вы сильные, ловкие и умные ребята. Настоящие будущие защитники нашей Родины.
Какими качествами должен обладать защитник Родины?
Дети: защитник Родины должен обладать такими качествами, как патриотизм, милосердие, храбрость, отвага, благородство, смелость, ловкость, доблесть, героизм, смекалка, быстрота реакции…
Воспитатель: дети, как передать военному разведчику секретную информацию, чтобы ее не смогли получить противники?
Дети: зашифровать.
Воспитатель: все верно. Информация должна быть зашифрована. Сегодня я познакомлю вас с шифром Цезаря. Юлий Цезарь – это император – правитель, который жил в Древнем Риме много лет назад. Он был великим полководцем, в подчинении которого насчитывалось большое количество войск. У Юлия было и много врагов, которые старались перехватить сообщения, передаваемые Цезарем своим военным начальникам. И что же делал Цезарь, чтобы его враги не получили тайную информацию? Шифровал ее.
Все, что нам нужно сделать, это заменить каждую букву в алфавите, сдвинув ее влево на определенное количество букв. Звучит сложно, но мы с вами легко сможем со всем разобраться, найти ключ и взломать шифр, как настоящие военные.
Для начала познакомимся с алфавитом. Алфавит – это порядок расстановки всех 33 букв. Как вы строитесь на физкультуре в одну линию для выполнения упражнения, так и буквы строят в определенном порядке, готовясь к работе по составлению слов. Места у них строго определены – кто за кем стоит. Как нам написать слово МАМА? Находим букву М – берем, находим букву А – берем, опять находим букву М – берем, букву А – берем. Получилось слово МАМА! Так вот, шифр Цезаря состоит в том, что вместо каждой буквы слова мы ставим предыдущую по алфавиту букву и подменяем ее. (при помощи Линейки Цезаря пробуем зашифровать слово МАМА. Получается НБНБ). Мы сдвинули строй букв влево на 1 букву. Можно произвести сдвиг на 2, 5, 10 букв.
Итак, если вам пришло зашифрованное шифром Цезаря послание, надо знать, на сколько знаков необходимо сдвинуть влево алфавит. Это и есть ключ к расшифровке. Посмотрим на линейку для шифра Цезаря : сверху в ней будет буква, которую шифруем, а снизу - буква, на которую заменяем нужную.
1. Воспитатель формирует 4 команды, раздает листы, ручки, линейки для шифра Цезаря и сами шифровки («ЕПТ» (дом, «ОПТ» (нос, «ЛСФД» (круг, «ТБЕ» (сад). Ключ 1 (то есть сдвиг на 1 символ влево).
Следующее задание: зашифровать самостоятельно слово и придумать ключ.
Физкультминутка
Наши воины идут раз – два, раз – два (ходьба на месте)
В барабаны громко бьют : тра-та-та, тра-та-та (барабан)
В море наши корабли: нынче здесь, завтра там! (качалочка)
Долго плавали вдали по морям, по волнам (круговые движения руками)
Пограничник на посту: кто идет? Кто идет? (смотрим в стороны)
Едут танки на мосту : трр-трр, вперед, трр-трр, вперед! (моторчик)
Над землею самолет: у-у-у-у-у (руки в стороны)
Разрешен ракетам взлет: ууух, ууух (приседают, ладошки сложены, встают вверх)
Наши пушки точно бьют: бух, бах (бокс)
Нашей армии – салют: урааа! (руки вверх)
За выполнение задания дети получают часть карты и загадку в виде планеты – переход к следующему заданию.
2. Совершаем путешествие с Мики- ботом по Солнечной системе. Наша цель: добраться с нашей планеты Земля на планету Сатурн. Для этого необходимо запрограммировать Мики при помощи карточек – стрелок. Попав на планету, дети делятся своими знаниями о Сатурне.
При прохождении задания дети получают часть карты.
3. Воспитатель: как мы с вами ранее говорили, военные должны быть быстрыми и ловкими. А какие вы быстрые, мы сейчас проверим.
Дети делятся на 4 команды. Задача: из конструктора ТИКО на время собрать гексаэдр, октаэдр, тетраэдр и додекаэдр. Рассказать об этих фигурах.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти – все бойцы, удалые молодцы (показать раскрытые ладони)
Два больших и крепких малых, и солдат в боях удалых.
Два – гвардейца – храбреца,
Два - сметливых молодца.
Два – героя безымянных, но в работе очень рьяных!
Два – мизинца – коротышки, очень славные мальчишки!
(сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках)
При выполнении задания дети получают часть карты.
4. Проект «Энерция». Для опыта требуется: теннисный шарик или небольшой мячик, картонная трубка, пластиковая доска, стакан.
Порядок действий:
Поместить стакан на стол
Поставить пластиковую доску на стакан по центру
Поставить картонную трубку вертикально посередине тарелки над стаканом
Поместить шарик на верхнюю часть картонной трубки
Одним движением выдернуть доску сбоку из-под трубки – яйцо падает прямо в стакан, доска и трубка улетят в сторону.
Обсудить, почему так произошло.
Объяснение: это можно объяснить первым Законом о движении великого ученого Исаака Ньютона, в котором говорится, что неподвижный объект остается в состоянии покоя, а движущийся объект движется все время одинаково, если на него не действуют другие силы. Поскольку яйцо не движется вначале, оно хочет остаться неподвижным. Когда доску выбивают, она сбивает трубку. Когда поддержка шарика удаляется, сила тяжести тянет яйцо прямо вниз, поэтому яйцо падает прямо в стакан.
При выполнении задания дети получают часть карты. Все фрагменты карты собирают вместе и, ориентируясь на местности, по карте следуют к спрятанному кладу.
Итог занятия: дети делятся своими впечатлениями, закрепляя знания.