Татьяна Швыдкая
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: «Зимующие птицы».
Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах.
Цель: закреплять правильное произношение звука [ш ] в словах.
Коррекционно-образовательные задачи : закрепить умение ребенка правильно произносить звук [ш] в словах, обогащать словарный запас детей по теме, продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи : развивать артикуляционную, мелкую моторику, память, внимание, речевое дыхание, четкость и плавность артикуляционных движений, фонематический слух и восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи : воспитывать интерес к коррекционным занятиям, воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Предварительная работа: рассматривание картин о зимующих птицах, развитие артикуляционных движений, игры на развитие психических процессов, беседы о зимующих птицах, отгадывание загадок.
Оборудование: зеркало, предметные картинки по лексической теме, пособие «Буквы», пособие «чудесный мешочек», мнемодорожка упражнений артикуляционной гимнастики, мнемодорожка на автоматизацию звуков, игра на развитие познавательных психических процессов картинки со звуком [ш] в начале, в середине, в конце, перышко, мольберт, логопедическое пособие «змейка и домик», пособие «Птицы», мешочек из картона, макет дерева и птицы.
Ход занятия.
Логопед вместе с ребенком проходят в зал.
Логопед: К нам пришли гости, поздоровайся с ними и подари свою улыбку. А теперь пройдем к столу. Присаживайся на стул. Не забывай: ножки поставь на пол ровно, спинку держи прямо.
1. Организационный момент.
Логопед: У нас гость. (На мольберте макет дерева и птицы.) Чтобы узнать, что это за гость, надо отгадать загадку.
Серый маленький комочек:
Чик-чирик замерз он очень.
Солнце выгляни скорей.
Кто тепла ждет?
Ребенок: воробей.
Логопед: правильно. К нам прилетел воробей. Расскажи, какой воробей?
Ребенок: воробей-маленький, серый, проворный.
Логопед : к каким птицам относится воробей?
Ребенок: воробей относится к зимующим птицам.
Логопед: каких птиц мы называем зимующими?
Ребенок: зимующие птицы не бояться холода, остаются зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края.
Логопед: правильно. Назови известных тебе зимующих птиц.
Ребенок: сорока, ворона, сова, голубь, дятел.
Логопед: Молодец. Воробей узнал, что ты учишься произносить звук [ш] и приготовил тебе много игр. Первая игра «Чудесный мешочек». Достань предметы из мешочка и назови их.
Ребенок достает предметы из мешочка и называет их: шарик, машинка, кошка, лошадка.
Логопед: какой звук встречается чаще в этих словах?
Ребенок: в этих словах чаще всего встречается звук [ш].
Логопед: молодец. Сегодня на занятии мы будем играть со звуком [ш] и будем правильно произносить в словах. А теперь определи, где звук [ш] находится в слове шарик?
Ребенок: в слове шарик звук [ш] находится в начале слова.
Логопед: в слове машинка где находится звук [ш]?
Ребенок: в слове машинка звук [ш] находится в середине слова.
Ребенок определяет наличие звука в других словах.
2. Основной этап.
Логопед: Давай вспомним,что делают губы, язык и зубы, когда произносишь звук [ш] : губы выдвинуты вперед рупором, зубы сближены, язык широкий, имеет форму «чашечки». А теперь вспомни: звук [ш] - какой звук?
Ребенок: звук [ш] - согласный, твердый.
Логопед: Молодец, ты верно рассказала о звуке ш.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: теперь выполним гимнастику для губ и язычка. Воробей посмотрит как мы выполняем гимнастику. В этом нам поможет «дорожка-разминка» : (мнемодорожка на развитие артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Качели», «Почистим верхние зубки». (Логопед сопровождает упражнения стихотворным текстом.)Каждое упражнения надо выполнить по три раза. Первое упражнение «Улыбка».
Улыбнемся как лягушки.
Следующее упражнение «Трубочка».
Мои губы –трубочка, превратились в дудочку.
Логопед: теперь следующее упражнение «Лопатка».
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Логопед: теперь упражнение «Чашечка».
Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше.
Сделаем из язычка чашечку, подняв бока.
Язык лопаткой положи.
Логопед: Молодец. Теперь упражнение «Почистим верхние зубки».
Чищу зубы, чищу зубы.
И снаружи, и внутри.
Логопед: теперь выполни упражнение «Качели».
На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз
Я все выше поднимаюсь, а потом вниз.
Логопед: молодец, как четко и правильно ты выполнила упражнения. Звук [ш]- это любимый звук змейки. Давай проводим змейку к домику по дорожке. Веди пальчиком по дорожке и произноси медленно звук [ш].
Автоматизация звука [ш] в словах.
Логопед: на дорожке нам попались кочки. (предметные картинки со звуком [ш]). Нужно назвать предмет на картинке, четко выделяя звук [ш] и перепрыгнуть через кочку.
Предметные картинки: шапка, шуба, машина, окошко, камыш, ландыш.
Развитие речевого дыхания.
Логопед: посмотри, воробей принес перышко. Какое оно?
Ребенок: перышко-легкое, маленькое, серенькое.
Логопед: давай поиграем с перышком. Положи перышко на ладошку и подуй три раза. Вдох-выдох.
Логопед: Молодец.
Пальчиковая игра «Птички».
Логопед: Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить. (Логопед использует пособие «Пальчиковые игры»)
Давай поиграем с пальчиками. Приготовь ладошки. Смотри на меня и повторяй.
Прилетела птичек стайка,
Пой-ка, подпевай-ка. Сжимать ритмично кулачки.
Это птичка-воробей,
Это птичка-дятел. На каждое название птицы загибать
палец.
Это птичка совушка-сонная головушка.
Это голубь, это чиж
Это развеселый стриж.
Логопед хвалит ребенка за выполненную пальчиковую гимнастику.
Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах.
Логопед: (выкладывает перед ребенком мнемодорожку с картинками, в названии которых есть звук [ш] : шапка, шкаф, шуба, машина, кошка, петушок, камыши, ландыши).Тебе нужно пройти по дорожке,четко выделяя звук [ш] в словах.
Ребенок выполняет задание. (последнее слово по дорожке-слово мешок (пособие) логопед предлагает угостить воробья.
Логопед: возьми мешок с семечками и угости воробья. (Ребенок прикрепляет мешок на мольберт.)
Развитие фонематических процессов.
Логопед: воробей хочет узнать,какая ты внимательная и приготовил тебе игру, которая называется «Ловишки».
Я буду называть звуки, а ты когда услышишь звук [ш] хлопни два раза в ладоши.
Звуки : А, О,Ш, Р, М,Ш, Н, Ш,Д, Ш.
Логопед: молодец, воробей теперь знает,какая ты внимательная девочка.
Развитие психических процессов.
Логопед: воробей решил познакомить тебя со своими друзьями-зимующими птицами, он принес их фотографии. Посмотри внимательно на них. Игра «Кто лишний?» (Среди картинок с зимующими птицами есть картинка с перелетной птицей.) Найди лишнюю птицу и назови ее.
Логопед хвалит ребенка за выполненное задание.
Итог занятия.
Логопед: Давай вспомним с тобой, с каким звуком мы с тобой сегодня играли? О ком беседовали на занятии? Кто прилетал к нам в гости?