Валентина Николаевна Мурзакова
Конспект игровой встречи «Подари радость» с дошкольниками старшего возраста 6–7 лет с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект игровой встречи «Подари радость»
с дошкольниками старшего возраста 6-7 лет
с общим недоразвитием речи.
Составила педагог-психолог
Мурзакова Валентина Николаевна.
Публикация «Конспект игровой встречи „Подари радость“ с дошкольниками старшего возраста 6–7 лет с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Цель: познакомить детей со способами расслабления, обретения душевного спокойствия и хорошего настроения.
Коррекционно-образовательные задачи:
-анализировать представления об эмоциях. (Интеграция образовательных областей «Социализация», «Познание»);
-способствовать пониманию собственного эмоционального состояния и чувств сверстников. (Интеграция образовательных областей «Социализация», «Здоровье» «Познание»);
-упражнять в конструктивных способах управления собственным поведением: избавляться от злости, снимать напряжение, расслабляться. (Интеграция образовательных областей «Социализация», «Безопасность», «Музыка»)
Коррекционно-развивающие задачи:
-стимулировать речевую активность; обогащать словарный запас: чувство, настроение, уверенность, спокойствие, расслабление, дружба, улыбка. (Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Познание»)
-развивать внимание, память, воображение и творческие способности детей. (Интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Познание»)
-развивать произвольность, мелкую и крупную моторику, двигательную активность. (Интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание»)
Коррекционно-воспитательные задачи:
-развивать уверенность в себе и самоуважение. (Интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация»)
-формировать культуру общения со сверстниками и со взрослыми. (Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»)
-воспитывать нравственность, дружелюбие, внимательность и заботу к окружающим сверстникам и взрослым. (Интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Социализация», «Познание»)
Предшествующая работа
Работа с детьми:
-игровые сеансы по программе «Азбука общения»
-беседы: «Язык чувств», «Кто такой я», «Хорошо-плохо», «Я и другой- мы разные», «мы улыбаемся», «Умей расслабиться», «Дружба мальчиков и девочек», «Секрет волшебных слов»
-чтение и обсуждение произведений Л. Толстого «Гроза», «Косточка», В. Осеевой «Почему», Н. Носова «Шляпа», А. Барто «Вовка добрая душа»
-чтение и обсуждение сказок «Заяц-хваста», «Как лисичка бычка обидела», «У страха глаза велики», «Как аукнется, так и откликнется»
-разыгрывание ситуаций «Помоги другу», «Поделись игрушками», «Как поступишь ты?», «Бабушка»
-психогимнастика: «Походки», «Маски», «Зеркало», «Злюка», «Капризуля», «Доброта», «Внимательный»
-мульттерапия: «Нехочуха», «День рождения бабушки», «Упрямая девочка», «Крошка Енот»
-дидактические игры: «Собери потртрет», «Узнай эмоцию», «Встреча эмоций», «Пиктограммы», «Наши добрые дела»
-подвижные игры: «Море волнуется», «Веселый паровозик», «Колечко», «Прилипшая рука», «Дружные дошколята», «Весело-грустно»
Работа с педагогами:
-консультации «Речевая культура педагога», «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников», «Социально-эмоциональное развитие детей с ОНР и ЗПР»
-рекомендации и памятки «Воспитание дружелюбия у дошкольников», «Реагирование педагогов на конфликтное поведение детей», «Формы поведения ребенка», «Агрессивное состояние как проявление эмоций»
-семинары-тренинги «Арттерапия: музыка, движение, танцы», «Психологическое здоровье», «Безусловное принятие ребенка»
-диагностика «Приятно ли с вами общаться», «Индивидуальный профиль социального развития ребенка»
Работа с родителями:
-мини-лекции в родительском клубе «Понимание» на темы: «Социально-эмоциональное развитие детей», «Влияние мультфильмов на эмоциональное развитие ребенка»
-родительское собрание «Особенности психологического развития детей раннего возраста», «Шустрики и мямлики: способы взаимодействия с ними»
-диагностика родителей: «Индивидуальный профиль социального развития ребенка», «Упрямый ослик»
-консультирование родителей по проблемам эмоционально-личностного развития ребенка
-психопрофилактическое просвещение родителей по вопросам эмоционально-волевого и личностного развития в стендовой информации «Сам себе психолог» : «Уровни социально- эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста», «Позитивные установки в воспитании ребенка», «Можно ли наказывать детей»
Материал и оборудование.
-пиктограммы эмоций: страх, грусть, спокойствие, радость, злость, восторг
-сшитая из ткани «Поляна настроений» с бантиками разного цвета
-картины ассоциации к понятиям «дружба», «уверенность»
-изображения злых физиономий, клякс, темных пятен
-волшебный цветок – игрушка
-голубая ткань больших размеров
-вырезанные из бумаги сердечки
-игрушка – сердце
-мягкие круглые подушки
-фломастеры
-телевизор, DVD – проигрыватель
-магнитофон
-диски с расслабляющей музыкой
-диск с мультфильмом «Просто так»
Место проведения: кабинет педагога – психолога
Участники: дети с ОНР подготовительной группы в количестве 4-5 человек.
Методические приемы.
1. Ритуал встречи
2. Разминка: п/и «Здравствуй, друг», «Поляна настроений»
3. Беседа «Страна чувств» с использованием пиктограмм эмоций.
4. Сюрпризный момент – «Печальный цветок»
5. Психогимнастика «Тропинка»
6. Игры и упражнения на саморегуляцию: «Уходи, злость!», «Корзинка»
7. Проблемные вопросы
8. Аутотренинг «Я очень хороший»
9. Энергомобилизующее упражнение «Волны», художественное слово о дружбе
10. Творческое самовыражение (рисование)
11. Мульттерапия: просмотр и обсуждение мультфильма «Просто так», режиссер Аристакесова
12. Итог
13. Ритуал прощания
Ход игровой встречи.
1. Ритуал встречи «Пусть будет миру хорошо!»
-Проходите, я жду вас. Рада вас видеть. Улыбнулись, потянулись, добротой наполнились, и друг к другу прикоснулись ладонями.
Пусть будет миру хорошо, оттого, что я есть!
Потому что я единственный, неповторимый ребенок.
Такого, как я, больше нет, и не будет!
2. Основная часть. Беседа «Страна чувств», сидя на ковре.
-Приглашаю присесть на коврик. В волшебной стране чувств живут восторг, обида, грусть, злость, страх и другие чувства (показывает пиктограммы). Живут они дружно. Все эти чувства нужны. Что произойдет, если человек будет постоянно бояться, грустить, злиться, плакать? ( Ответы детей: «Он не сможет играть, общаться, заболеет». «Они мешают жить, заниматься»).
-Справиться с расшалившимися чувствами помогут спокойствие и радость. Они вовремя остановят тех, кто сильно злится, грустит или боится.
3. Сюрпризный момент.
-Но случилась беда. Злой волшебник похитил Радость. И теперь грусть плачет и грустит все время, злость дерется со всеми, страх не выходит из дома… Эту историю рассказал «Печальный цветок» Вот он (Показывает). Что же делать? Кто вернет радость в волшебную страну? Может мы с вами? Цветок мне подсказывает, что он станет разноцветным, если вернется Радость. Отправимся в дорогу. Что возьмем с собой? (улыбку, дружбу, уверенность, спокойствие).
4. Психогимнастика «Тропинка» под музыку. Дети выполняют движения по тексту.
По тропинке мы пойдем:
Грязь и лужу обойдем. (Подскоки на одной ноге)
Перепрыгнем ручеек, (Прыжки на двух ногах вперед)
Не наступим на сучок, (Ходьба на носках)
Мы раздвинем ветки, (Взмахи руками над головой)
Ох, и ловкие все детки! (Хлопки в ладоши)
5. Упражнение на саморегуляцию.
- Мы попали в королевство злых Грубиянов. Везде злые, темные физиономии. Кто сюда попадет, становится сердитым, злым, ссорится, спорит, капризничает. Прогоним злость. Можно постучать по подушкам. (Выполняют). Можно изорвать злые рисунки, скомкать их, и выбросить в корзину. Можно лечь на пол, размахивать руками и ногами и говорить «Уходи, злость, уходи, и ко мне не приходи!». (Выполняют).
6. Проблемные вопросы
-Как вы поступаете, когда злитесь, или у вас плохое настроение? («Слушаем музыку», «Смотрим мультики», «Двигаемся», «Отдыхаем», «Расслабляемся», «Говорим хорошие слова»).
7. Аутотренинг «Я очень хороший».
-Вы правы, слова поддержки тоже помогают избавиться от гнева и злости. Выполним упражнение «Я очень хороший»
Я очень хороший, (гладят по голове, щекам)
Послушный, пригожий, (гладят по туловищу)
Я всеми любимый, (руки в стороны)
Друзьями хранимый (обнимают себя).
8. Энергомобилизующее упражнение «Волны», художественное слово о дружбе.
-Продолжим путь. Перед нами озеро (голубая ткань). Что делать? Как переправиться? Превратимся в волны и переправимся на другой берег. Вокруг себя обернись, и в волну превратись!
Встанем мы рука в руке, (берут ткань за края)
Вместе мы большая сила.
Можем мы большими стать, (встают на носки)
Можем маленькими быть, (приседают)
Но никто один не будет,
Потому что мы - друзья!
Волны могут быть испуганными, веселыми, злыми, гневными, спокойными (изображают).
Упражнение «Искупаемся в волнах». (Дети залезают под ткань, и «купаются», барахтаются).
9. Творческое самовыражение (рисование).
-Мы попали в королевство «Бесчувственных сердец». Смотрите, какие бесцветные сердца. Раскрасьте их, пожалуйста, так, чтобы одно сердце получилось грустное, а другое веселое. В какие цвета вы раскрасили сердца? Цвет и музыка помогают выразить чувства.
10. Мульттерапия: просмотр мультфильма «Просто так». Обсуждение.
-с какими героями встретились?
-какое настроение было у щенка?
-как ведет себя медвежонок при встрече со щенком?
-что изменилось в его поведении?
-почему медвежонок чувствует себя счастливым, хотя он остался без орехов, и без букета?
Вывод: Настроение улучшается не только тогда, когда дарят что-то тебе, но и тогда, когда сам делаешь приятное друзьям. Подарите сердца, наполненные радостью, друг другу. Вам приятно? Радостно? Смотрите, каким стал «Печальный цветок» (Разноцветным). Значит, мы помогли вернуть Радость в волшебную страну? Что нам помогло? (Улыбка, дружба, уверенность).
11. Итог.
-В какой игре вам было хорошо и комфортно?
-Чему ты научился?
-Каким стало твое настроение?
12. Ритуал прощания.
Вместе, о, счастье!
Скажем, Ура!
Пусть нас добрых
Видит Земля!
Я люблю себя! Я люблю тебя!
Я люблю всех!
Пусть всем будет радостно и хорошо!
До встречи! До свидания!