Махонина Светлана
Конспект фронтального занятия по развитию речи «Город. Такие разные дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: учитель-логопед
МДОУ № 21 «Росинка» г. Лыткарино
Махонина С. Р.
Тема: Город. Такие разные дома.
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять и закреплять номинативный и качественный словарь по теме;
- упражнять в суффиксальном словообразовании;
- закреплять образование им. существительных в родительном падеже ед. и мн. числа;
Темочки:
- Архитектура, дома, домики и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- развивать способность подбирать антонимы и синонимы по теме;
- учить образованию сложных слов методом словосложения;
- упражнять в образовании им. прилагательного от им. существительного;
- закреплять способность к пересказу с опорой на мнемотаблицу.
2. Коррекционно-развивающие:
- формировать познавательные, творческие способности и конструктивный праксис;
- развивать связную речь, навыки общения, память, внимание и мышление;
- развивать интересы детей, любознательность, инициативность и самостоятельность.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному дому, городу, краю и уважение к людям труда;
- воспитывать взаимопонимание, отзывчивость и способность сопереживать.
Оборудование: доска, мел, изображение маляра, предметные картины к игре «Наоборот», картинный материал к заданию «Строители», картинный материал к игре «Один-много», разрезные картинки с изображением памятных мест города (12 наборов, набор предметных картинок к заданию «Чего нет?», цветок, изображения разного вида построек для подбора синонимов по теме, опорная схема для наглядного моделирования,
Словарь: дом, здание, терем, изба, хата, высотка, башня, строение, небоскреб, новосел, любимый, красивый, замечательный, спортивный, интересный, молодежный, добрый, хороший, светлый, маляр, каменщик, крановщик, бульдозерист, штукатур, одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, трехэтажный, пятиэтажный, многоэтажный, фонтан, сквер, парк, памятник, автостанция.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Назови ласково и сядь (дом-домик, стена-, окно-, чердак-, подвал-, крыльцо-, ступени-, потолок-, коридор-, дверь-, комната-, квартира-, изба-, терем-, хата-)
Чтение стихотворения «Маляры» М. Пожаровой
• Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом!
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый!
Все ребята со двора малярам кричат: "Ура!"источник
II.Основная часть.
1. Игра «Наоборот» с опорой на две предметные картинки
- Дом старый-дом новый, подъезд грязный-, потолки низкие-, лоджия короткая-, перила широкие-, дверь шершавая-, окно темное-, комнаты маленькие-, обои современные- обои старинные, настроение грустное- настроение веселое.
2. Образование им. прилагательного от им. существительного в игре «Строители»
- Кто строит дома? (строители)
-Какие строительные профессии вы знаете? (каменщик, крановщик, бульдозерист, штукатур, маляр и т. д.)
-Герои сказок тоже пытались освоить профессию строителя. Что же у них получилось?
Образец: Дом изо льда у лисы (какой) – ледяной, дом Ниф-Нифа из соломы – соломенный, дом из дерева -, из картона-, из кожи-, из камня-, из кирпича-, из стекла-, из панелей.)
– Ребята, если дома построены в деревне, значит они… (деревенские).
- А, если дома построены в городе, значит они… (городские)
3. - Предлагаю вам экскурсию по городу, чтобы вы убедились в многообразии городских зданий и памятных мест (по сюжетным картинам).
Игра «Один- много»
Образец: дом-много домов, улица-много улиц, перекресток-, сквер-, парк-, гостиница-, школа-, детский сад-, поликлиника-, театр-, аптека-, магазин-, церковь-, и т. д.)
4. Индивидуальная работа. Складывание разрезных картин (5-6 ч.) по теме.
-Назовите, что вы видите на своих картинках (фонтан, сквер, парк, памятник «Звезда израненная», памятник солдату, памятник «Слава защитникам Отечества», Дворец культуры «Мир», автостанция и т. д.)
- Чего нет в нашем небольшом, но родном для нас городе?
1 ряд картинок (такси, трамвай, пожарная машина, машина скорой помощи)
2 ряд картинок (дуб, ель, пальма, береза)
3 ряд картинок (река, озеро-карьер, водопад, родник-источник)
5. Динамическая пауза «Букет для города»
Дети водят хоровод со словами: «Мы по городу гуляем, все вокруг мы замечаем…»
Останавливаясь, произносят родному городу красивые и добрые слова на вопрос «какой?» и передают друг другу цветок, как символ слова (любимый, красивый, замечательный, спортивный, интересный, молодежный, добрый, хороший, светлый).
6. Образование сложных слов методом словосложения
• «Вот у школы новый дом. В новом доме мы живем.
Мы по лестнице бежим и считаем этажи.
Раз – этаж, два- этаж, три, четыре – мы в квартире!
- Если в доме 1 этаж, значит дом - (одноэтажный)
-//-2 этажа, 3 этажа, 4 этажа, 5 этажей, … много этажей- (многоэтажный).
7. Подбор слов-синонимов по теме (опорные картинки)
- Если дом будто «небо скребет» своей крышей, его называют-? (небоскреб)
- Как еще можно назвать по-другому дома, изображенные на картинках?
(высотка, башня, небоскреб, здание, строение, дом, изба, терем, хата,)
8. Физкультминутка «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
III. Обучение пересказу рассказа «Новоселы» с опорой на мнемотаблицу
Дима жил в старом деревянном одноэтажном доме. Недавно он переехал в новый кирпичный многоэтажный дом. Теперь Дима новосёл. Недавно Дима с сестрой ходил к старому дому. Во дворе работал бульдозер. Дом был разрушен. Нет стен, нет крыши, нет двери, нет окон. Там сидел грустный и голодный пес Дружок. Дети отвели его в новый двор. Ребята смастерили будку для пса. Теперь Дружок тоже новосёл.
- чтение рассказа;
- словарная работа («новосел»-новое село, беседа по содержанию;
- рассматривание картинок мнемотаблицы;
- перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы;
- пересказ.
IV. Итог занятия
- Вспомним, чем мы сегодня занимались, о чем беседовали, что вам показалось интересным и очень понравилось.