наталья пазюра
Конспект фольклорного развлечения «Игра в свадьбу». (Сцены из свадебного обряда народа коми)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка Детский сад №17» г. Сыктывкара
Конспект фольклорного развлечения
«Игра в свадьбу»
(Сцены из свадебного обряда народа коми.)
Из опыта работы
музыкального руководителя
Пазюра Н. В.
Публикация «Конспект фольклорного развлечения „Игра в свадьбу“, (Сцены из свадебного обряда народа коми)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Республика Коми
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Цель: Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с коми народным обычаем - свадебным обрядом.
Задачи:
1. Вызывать положительный отклик от знакомства коми народным свадебным обрядом.
2. Способствовать развития интереса к коми народным обрядам
3. Активизировать словарь детей новыми коми словами.
4. Развивать координацию и переключаемость движений.
5. Грамотно, эмоционально петь, передавая характер песен через собственное исполнение.
Предварительная работа: 1. Подбор музыкального материала. (песни, хороводы, и т. д.)
2. Беседы об обрядах.
3. Рассматривание и сравнивание иллюстраций с различными обрядами коми народа (рождение, крещение, свадьба.)
4. Чтение сказок, просмотр видеоматериалов по данной тематике.
5. Разучивание песен, хороводов, танцев.
6. Изготовление атрибутов к свадебному обряду народов коми (бусы, плетёнки на голову). Знакомство с женским и мужским традиционным костюмом.
Музыкальный материал: 1. «Зиль-зёль» - А. Алгиной.
2. «Марьямоль»- А. Латанова.
3. «В хороводе были мы.» музыка народная.
4. Пляска-«Ок, ок, ки да кок». в исп. Л. Логиновой.
5. «Бур батькодмамкодолы.» - М. Лебедева.
6. «Частушки».
«Атрибуты:Коми изба, костюмы, лавки, столы, сани,колокольчики, ленты,
домотканые половики, тюль для невесты, канат, рукавицы,
рубашки, мыло,зеркальце.
Участники :музыкальный руководитель, хореограф, преподаватель коми языка, преподаватель изостудии, воспитатели, дети подготовительной группы.
Ведущий:Здравствуйте, ребята. Видзяоланыд. Сегодня мы покажем вам сцены из коми свадебного обряда – свадьба.
Что такое свадьба? Свадьба-это очень сложный обряд. В ней много действий; игр, песен, хороводов. Все они не придумывались каждый раз заново, а передавались из поколения в поколение. Дочку выдавали замуж так же как когда-то её собственную маму и бабушку. Чтобы стать участником свадьбы, надо было многому научиться заранее. Играли свадьбу несколько дней. А до свадьбы происходило ещё много разных событий, в которых участвовали: жених, невеста, их родители, друзья и подруги. Как же это происходило?
Сцена №1 «Сватовство».
Ведущий: Большое место в свадебном обряде играла сваха. А вы знаете кто такая сваха? (Ответы детей.) Сваха была важным человеком в деревне. Сваха хорошо знала всех живущих в округе, их характеры, чем любят заниматься, веселы ли они, трудолюбивы, покладисты или раздражительны. Поэтому, когда надо было подобрать какому-нибудь парню невесту, обращались к свахе.
(Из детей выбираются мальчик и девочка, исполняющие роль родителей невесты «Родители» усаживаются на лавку и встречают сваху)
Сваха:Доброго здравия тебе Николай и Настасья.
Мать: И тебе того же. С чем пожаловала?
Сваха:Да вот, у вас есть хороший товар,а у нас есть хороший купец. Просим ваш товар нам продать.
Мать: Это ты про Ванюшку?
Сваха:Да про него.
Мать:Ну и каков он у вас?
Сваха:Ой хорош! Красив, умён. А богатый:корова,лошадь,овцы бараны- просто не счесть. Да и с вашейДарьюшкой они давно друг на друга поглядывают.
Мать: А раз так, надо бы Дарьюшку спросить, согласна ли она выйти за твоего Ванюшку?
Сваха:А давай её позовём и спросим.
Мать: Дарьюшка, поди-ка сюда. Пойдёшь за Ванюшку замуж?
Невеста: Ой, матушка, будет ваша воля пойду.
Мать: Ладно. Будет моя воля. Свахонька, беги, говори Ванюшке, что согласны мы.
Сцена №2 «Девичник».
Ведущий: На девичнике с брались подруги невесты и друзья жениха.
Исполняется хоровод «В хороводе были мы».
Невеста: Для вас праздник, а мне горюшко. Улетаю я от вас белой утушкой к серым лебедям
Звучит песня- «Бур батькодмамкодолы.»( подружки подбегают и причитают: не печалься,не плач, не расстраивайся)
Ведущий: Не печалься Дарьюшка, подружки твои тебя утешат.
Хоровод: «Марья-моль».
\Сцена №3 «Свадебный поезд».
Жених: Я должен отправиться за невестой, в другую деревню. Ка бы сделать так, чтобы моя повозка была похожа на свадебный поезд?
Друзья:- Разукрасить повозку.
-Развесить ленты.
-Повесить колокольчики.
Ведущий предлагает разделится на группы и разукрасить повозку.
Дети под музыку «Зиль–зёль» украшают повозку, строятся друг за другом и едут (выезжают из зала.)
Сцена №4 «Гости едут».
Ведущий: На свадьбе веселились люди всех возрастов, особенно молодёжь. Любимой забавой было дразнить друг друга:
Девочки: Наша Дарьюшка – алый цвет, а ваш Ванюшка – старый дед.
Мальчики: Ваша Дарьюшка – как клоп надута, а наш Ванюшка как сыр налитой.
Девочки: Наша Дарьюшка – ягодка, а ваш Ванюшка – колода.
Мальчики: Ваша Дарьюшка как в окно выглянет – собаки 3 дня лают.
Ведущая: А ещё устраивались состязания.
«Кто кого перетянет».
А дальше веселье продолжалосьПляской- «Ок, ок, ки да кок.»
Сцена №5 «Выкуп».
Ведущий: К приходу гостей невеста одевалась и покрывалась большим белым платком,или шалью. Дружки жениха приносили подарки для невесты ( мальчики несут :мыло,зеркало, шаль, сапожки.) В ответ она отправляла с ними подарки жениху (подаё т: рукавицы, носки, рубашки.)
Ведущий: Жених, прежде чем получить невесту, ты должен выкупить место, спой-ка ты нам частушки.
Жених с дружками поёт «Частушки.»
Ведущий: Молодец, жених. Выкупил место рядом с невестой
Теперь снимай с невесты шаль и садитесь за стол (все рассаживаются).
Ведущий: Родители благословляют молодых, друзья поздравляют их и после этого выводят из избы, сажают невесту и жениха в разные сани и свадебный поезд отправляется в церковь (Под музыку «Зиль-зёль» все уезжают).А нам остаётся только поблагодарить детей за замечательное представление.
Литература:1. «Традиционная культура народа» - этнографические очерки. Коми книжное издательство- 1994г. -Н. Д. Кононов.
2. Газета «Дошкольное воспитание.» - 2004г.