Сидорина Дарья
«Всероссийский День правовой помощи детям». Конспект единого школьного урока для детей с ОВЗ для 6–7 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с основными правами и обязанностями, способствовать пониманию ответственности за свои поступки и действия.
Задачи:
o Понять разницу между правами и обязанностями.
o Выучить основные права ребенка.
o Понять, как права и обязанности связаны с повседневной жизнью.
o Развить навыки коммуникации и решения проблем.
o Поощрить чувство собственной значимости и важности.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Учитель: Добрый день ребята! Я рада вас видеть! Сегодня у нас на классном часу присутствуют гости-давайте с ними поздороваемся.
Присаживайтесь.
Постановка цели урока, определение задач
“200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек…Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”
Учитель: ребята, скажите, на какую тему по-вашему сегодня нам предстоит поговорить?
Давайте, попробуем поставить задачи, которые нам нужно решить в ходе урока?
Теоретический блок
Учитель: Ребята как вы понимаете, что понимают под словом право? (Высказывание уч-ся)
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Учитель: А как вы думаете, права детей где-то прописаны и утверждены? Где?
Примерные ответы детей:
- В Конституции, законах, указах и т. п.
- Разрабатывали президент, депутаты и т. п.
Учитель: Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Какие же права есть у всех детей мира?
Мультфильм о правах ребенка
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на гражданство
Право на защиту жизни, чести и достоинства
Право свободно выражать свое мнение
Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия
Учитель: знакомы ли вам были эти права до этого? С какими столкнулись впервые.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается.)
С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить-Это (разрешается.)
Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается.)
Рисовать и петь, учиться, Если заболел - лечиться. Это (разрешается.)
Этот трудится ребенок, мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа (Запрещается)
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это (разрешается.)
Учитель: Молодцы! С правами мы познакомились, но Помимо прав у нас есть еще и обязанности.
Как вы думаете, что такое обязанности?
Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.
-А какие обязанности есть у учащихся?
Учащийся обязан :
1. Считать урок неприкосновенным временем для получения знаний, не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать товарищей.
2. Прилежно работать над расширением своих знаний, готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных дополнительных и внеклассных занятиях.
3. Действовать на благо школьного коллектива, заботиться об авторитете школы.
4. Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами.
5. Иметь хороший внешний вид - визитная карточка ученика.
6. Придерживаться правил общественного общежития: проявлять уважение к взрослым и одноклассникам; уважать свободу и достоинство другого человека; исправлять причиненный собой вред; не устраивать драки в школе и на её территории.
Физкультминутка
- А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.
Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.
а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).
б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).
в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).
г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).
д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).
е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).
ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).
з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).
Аппликация «Мои права и обязанности»
Раздаются лепестки и серединки цветка. В середине одного цветка ребята пишут словосочетание: Мои права. На лепестках ребята пишут права, которые есть у него. На листок бумаги А4 приклеивается цветок виде ромашки. (Лепестков может быть разное количество, кто, сколько посчитает приклеить на свой цветок)
Примерные слова, которые могут находиться в лепестке:
1. жизнь;
2. образование;
3. досуг;
4. медицина;
5. имя:
6. отдых;
7. библиотека;
8. свобода;
9. жилище;
10. труд;
11. родной язык;
12. информация;
13. защита;
14. семья;
15. частная собственность и др.
В середине второго цветка ребята пишут словосочетание: Мои обязанности. На лепестках ребята пишут права, которые есть у него. На листок бумаги А4 приклеивается цветок виде ромашки. (Лепестков может быть разное количество, кто, сколько посчитает приклеить на свой цветок)
Примерные слова, которые могут находиться в лепестке.
1. учиться;
2. выполнять устав школы;
3. выполнять правила внутреннего распорядка школы;
4. уважать взрослых;
5. культурно вести себя:
6. опрятно одеваться;
7. слушаться родителей;
8. выполнять домашнюю работу;
9. не опаздывать на уроки;
10. не пропускать уроки без уважительных причин и др.
Учитель: Давайте поведем итог.
Что нового вы сегодня узнали? Была ли полезна вам информация, которую вы сегодня получили?
(Дать ребятам высказаться)
Учитель: Спасибо ребята за ваши ответы. Мне было сегодня с вами очень интересно беседовать. Вы все молодцы.