Марина Катакова
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Этот загадочный и далёкий космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Закрепить знания детей об истории развития космонавтики, её основоположниках и первых космонавтах. Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Познакомить с солнечной системой и её строением: солнцем и другими планетами. Вызвать интерес к космосу.
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Этот загадочный и далёкий космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: беседы о космосе, о первом космонавте, заучивание считалки «На луне жил звездочёт», рассматривание картин и иллюстраций о космосе, знакомство с профессией космонавтов, рисование на тему «Космос», «Созвездия», изготовление поделок к выставке «Этот загадочный и далёкий космос», конструирование макета солнечной системы (коллективная работа, разучивание стихотворений о космосе.
Активизация и обогащение словаря:
Весна, Апрель, «День космонавтики», космос, ракета, звезды, космический корабль, планеты, названия планет, Ю. А. Гагарин, космический корабль, инопланетяне, Луна, Солнце, собаки «Белка» и «Стрелка», сильные, смелые, целеустремлённые
Материалы и оборудование: презентация по теме, мультимедийное оборудование
Ход занятия.
Воспитатель: С самых давних времен люди смотрели на небо (Показ слайда).
и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там.
В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь.
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть
Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. (Показ слайда).
Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их и задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах».
Его дело продолжили ученики - ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева. (Показ слайда).
В 1933году изготовили первый космический спутник, установили на нём специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. (Показ слайда).
Также Ученые придумали космический корабль для полета в космос. Они отправили в космос плесневые грибки, традесканции, мух и и мышей. Полёт прошел успешно, все было доставлено на землю в целости и сохранности. (Показ слайда).
Учёные решили проверить безопасность полетов на четвероногих помощниках – собаках. Выбирали собак не породистых, а дворняжек – ведь они и выносливы и неприхотливы. В 1958 году увеличили размер ракеты и отправили две собаки-лайки. Космический корабль с четвероногими космонавтами – Белкой и Стрелкой облетел вокруг Земли 18 раз. Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека! (Показ слайда).
И сделал это на корабле «Восток», наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин. Он летел на космическом корабле и таких лётчиков называют летчиками-космонавтами. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства, но Юрий Алексеевич Гагарин стал самым известным человеком Земли. (Показ слайда).
За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полёт был самым трудным и опасным. Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза. (Показ слайда).
Этот полёт был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. (Показ слайда).
Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта». (Показ слайда).
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
День его полёта стал национальным праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года. С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.
Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов : отправимся в полет на космическом корабле, понаблюдаем за созвездиями. Планетами
Физкультминутка «Космонавт».
Раз-два, стоит ракета. (поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до Солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут).
Воспитатель: Пока космонавты занимаются своим делом — тренировками, учёные - конструктора создают новые ракеты. И среди детей нашего города тоже могут вырасти конструктора ракет. Сейчас мы проверим, кто из вас на что способен.
Игра «Сконструируй ракету»
Играют две команды по два-три человека. Дети собирают плоскостное изображение ракеты из плотной бумаги, разрезанной по различным линиям. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее соединила части ракеты.
Приглашаю всех ребят
В нашу новую ракету.
Приглашаю всех ребят -
Полетели на планету!
Пока мы летим, понаблюдаем за звёздами.
Воспитатель: Посмотрите, ребята на слайд. (Показ слайда).
- Что мы видим? Правильно, это звездное небо. Звёзды собираются в различные созвездия. Давайте назовём их. Дети показывают созвездия и называют их.
Воспитатель: Каждый человек рождён под своим знаком Зодиака. Я, например, Весы. А вы? (Воспитатель обращается к детям, которые называют свои знаки зодиака). Вот сколько много созвездий мы назвали. А состоят они из разных звёздочек, В ночном небе можно увидеть многие из них.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звё зды:
Рядом кажутся они.
Воспитатель: Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем?
Дети: Звезд на небе днем не видно.
Воспитатель: А почему днём не видно звезд?
Дети: Потому что, светит Солнце.
Воспитатель: Правильно, свет Солнца не даёт возможность видеть планеты днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. В пространстве космическом воздуха нет.
В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета - Солнце, вокруг нее движутся 9 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (Показ слайда).
Воспитатель: Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?
Дети: Солнцу помогает вечное движение.
Воспитатель: Правильно, если Солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать
Первая и самая маленькая во всей солнечной системе - Меркурий, (Показ слайда). Он расположен ближе всех к Солнцу и это раскаленная - красная планета. там жизни нет.
Вторая от Солнца очень жаркая планета, сплошь затянутая облаками - Венера. (Показ слайда).
Третья - на ней мы живём с вами. Правильно, Земля. (Показ слайда).
Только наша планета Земля
Во всем пригодна для жилья.
Ведь Земля — планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель: Как выдумаете, какой формы и цвета увидел Ю. А. Гагарин нашу Землю из космоса?
Дети: Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами.
Воспитатель: Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз? (глобус)
Луна — это спутник нашей планеты Земля. (Показ слайда).
Только солнце спать ложится,
Луне на месте не сидится.
Ночью по небу гуляет,
Тускло землю освещает.
- Вот она, и вот она, далёкая Луна.
На посадку, на посадку, выходите по порядку! (Звучит космическая музыка, дети импровизируют выход на Луну, выполняя плавные движения). Попрощались мы с Луной
Возвратились мы домой
Все планеты облетим,
Если только захотим.
Может быть, где-то далеко-далеко, возле другой звезды на далёких планетах, есть живые существа. Тех, кто живет на других, иных планетах, мы называем «инопланетяне».
Четвертая от Солнца - красноватая красная от пыли планета Марс. (Показ слайда).
Пятая самая большая планета – Юпитер (Показ слайда).
Юпитер состоит из жидкости и газа. Это - самая большая планета, у неё 16 спутников
Шестая планета-Сатурн. Вокруг этой планеты - кольца, которые состоят изо льда и твёрдых тел.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учё ные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Седьмая планета изо льда и газа - Уран (Показ слайда).
Восьмая - Нептун, больше Урана и темно синего цвета (Показ слайда).
Девятая поменьше ее серая планета – Плутон (Показ слайда).
И все эти планеты вращаются вокруг солнца. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Планеты: Нептун, Сатурн, Юпитер и Уран носят название Гиганты.
Воспитатель: Мы увидели, как планеты вращаются вокруг Солнца по своим орбитам, а почему это происходит? Кто мне скажет, ребята?
Дети: Солнце удерживает их, притягивает к себе.
Воспитатель: А если бы этого не было?
Дети: Они разлетелись бы в другие Галактики Вселенной.
Воспитатель: Что же это такое Солнце? Почему от него зависят все планеты?
Дети: Солнце - это Звезда, самая большая, огромная, больше всех планет. Это раскалённый шар, где огромная температура, от которой всё плавится и сгорает.
Воспитатель: Ребята, если бы Солнце не удерживало планеты, то произошла бы катастрофа. Вот такая, как в этой игре. Она так и называется «Катастрофа в космосе». Давайте все вместе соберём планеты в единое целое. Дети разделяются на пять подгрупп, берут конверт с частями планет и собирают планеты.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки :
1. Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя (астроном)
3. Астроном - он звездочет,
Знает всё наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная (луна)
4. До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
5. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски (космонавт)
6. Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня. (луной)
7. Коль ночь ясна – прозрачен воздух,
Тогда на небе видим … (звёзды)
8. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
- Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся вокруг нашего Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живет на этих планетах.
Вопросы для закрепления:
-А что вы знаете о космосе, ребята?
- Как называется планета, на которой мы живём?
- Почему её называют голубой планетой? (Большая часть у неё – вода).
- А что это - вода? (Моря, океаны).
- Какие ещё планеты вы знаете?
- Кто первым полетел в космос?
- В какой стране жил первый космонавт?
- Как его зовут?
- А без чего не было бы жизни на Земле? (Без Солнца. Оно дарит нам тепло, свет).
- Всегда светло на нашей планете? Нет, бывает и темно.
- Как называются эти отрезки времени? (Когда светло - день, когда темно – ночь).
- А вы, ребята, знаете, почему бывает день и ночь? (Потому что Земля вращается вокруг себя).
- А что это такое, Луна? (Спутник Земли. Она вращается вокруг Земли).
- А если Луна сделает один оборот вокруг Земли, то. (Пройдёт один месяц).
!- А какие времена года вы знаете?
- Почему происходит смена времён года? (Потому, что Земля вращается вокруг Солнца).
- Какое название имеют планеты Нептун, Сатурн, Юпитер и Уран (Гиганты).
- Ребята, а каких космонавтов вы ещё знаете? (В. В. Терешкова, С. Е. Савицкая).
Воспитатель: Подходит к концу наше удивительное путешествие.
В настоящее время космонавты летают на современных высокоскоростных аппаратах. Чтобы стать лётчиком или космонавтом недостаточно только хорошо тренироваться. Нужно хорошо учиться в школе, много читать, знать математику, быть внимательным, уметь слушать и точно выполнять задания.
За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратиться
Под крышу дома своего!