Наталия Часовских
Конспект занятия для детей 6–7 лет «Воспитание детей в казачьих семьях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
для детей 6 – 7 лет
по познавательно – речевому развитию
«Воспитание детей в казачьих семьях»
Воспитатели: Незнанова О. В.
Часовских Н. Н.
Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представление
о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа,
о специфике воспитания детей в казачьей семье.
Задачи
Обучающие: - знакомить детей с казачьими пословицами, поговорками,
и играми, расширять кругозор детей и обогащать словарный
запас.
Публикация «Конспект занятия для детей 6–7 лет „Воспитание детей в казачьих семьях“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: - развивать познавательную активность;
- активизировать речь детей;
- развивать ловкость, быстроту, ориентировку
в пространстве;
- зрительное и слуховое восприятие,
мыслительные процессы
Воспитательные: - воспитывать чувство любви к Родине, интерес и
уважение к людям, которые живут рядом;
- воспитывать уважение к труду и казачьим традициям
Материал: папаха, картинки с иллюстрациями, деревянные ложки, чугунок,
использование ИКТ.
I. Вводная часть: Дети заходят в зал и здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку, вы послушайте
и отгадай ее.
Гордый и лихой народ заслужил себе почет:
Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.
Память предков охраняют, веру в Бога почитают,
Не прожить им и не дня без любимого коня
И недаром на Руси всем знакомы казаки.
Воспитатель: Кто такие казаки?
Ответ детей.
Воспитатель: Вы хотите узнать больше о жизни казаков, тогда предлагаю вместе со мной отправиться в «казачью горницу», где увидите много интересного.
(хозяйка приветствует детей, и дети садятся на стульчики полукругом)
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, как воспитывали детей в казачьих семьях? Мы с вами отправимся в историю быта и традиций казачьей семьи.
II. Основная часть Показ презентации
Хозяйка: За руки возьмемся, дружно в круг мы соберемся.
Гимнастика для глаз
Мы посмотрим далеко
Мы посмотрим близко
Мы посмотрим высоко
Мы посмотрим низко.
Хозяйка: Ребята, а казаки еще и очень мудрый и умный народ. И в воспитании детей применяли много поговорок и пословиц.
А вы знаете поговорки и пословицы?
- От матери ласка, от отца – защита.
- Если отец храбрец, то сын молодец.
- Погибай, а товарища выручай.
- Вся семья вместе – и душа на месте!
- Береги свою семью – и служи ей примером.
Воспитатель: В казачьих семьях дети не только занимались хозяйством, оказывая посильную помощь взрослым, но в свободное время любили играть в детские казачьи игры, т. к. «Петух», «Плетень», «Горшки», «Чур у дерева» и многие другие и я приглашаю поиграть в одну из игр «Плетень».
Казачья подвижная игра «Плетень» 2-3 раза.
Команды становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные движения.
Мы плели (первая команда поднимает руки и опускает)
Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)
Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)
Целый день (вторая команда поднимает руки и опускает)
Расплетались (обе команды расплетают руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку).
Долго (обе команды расплетают руки, поворачиваются налево и кладут руки впереди стоящему игроку).
Только никакого толка (на этих словах команды разбегаются в разные стороны).
Раз, два, три плетень собери (на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой «сплести» руки, кто быстрее построиться, выиграет).
Воспитатель: Поиграли, а теперь приглашаю вас пройти за стол и продолжить беседу.
(дети садятся на стульчики вокруг стола)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете в казачьей семье ели прямо из чугунка, у каждого члена семьи была своя деревянная ложка. Первым начинал, есть отец, потом мать, а затем старший ребенок, средний так до самого младшего все по ложке, и так по кругу.
Традиции казаков:
- Рождение мальчика считалось большим счастьем, так как каждый мужчина
при рождении получал земельный надел – «пай».
- Начиная с трех лет, его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал
к седлу.
- При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу.
- Авторитет отца и матери был самым главным.
- Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная мама по дому хлопотала.
- Крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец.
- Перед старшим шапки снимали.
- Место уступали.
- Слово старшего - закон.
- Уважали старшую сестру, мать заменяла, возилась с детьми.
- Детям, кто баловался, мог и посторонний казак уши надрать.
Хозяйка: Ребята, про казачьи традиции мы поговорили. Казаки еще и праздники любили. А вы знаете казачьи праздники?
Ответы детей: Да …
Хозяйка: Сейчас проверим.
(она показывает картинки с изображением праздников, задает наводящие вопросы, и дети отвечают на них)
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ну что ж ребята, пора подвести итог нашей встречи.
Кому в руки папаху буду давать, тот будет отвечать.
- Как называется предводитель войск казаков? (атаман)
- Как называется место, где живут казаки? (станица)
- Как называется казачья шапка? (папаха, кубанка)
- Как называется оружие казаков? (шашка)
- Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)
- Как называли девочек (казачки)
- Как называли мальчиков (казачата)
- Какое место в семье занимали мальчики и девочки в семье? (мальчики с раннего детства воспитывались, как будущие защитники Отечества, а девочки продолжательницы рода, будущие хозяйки и мамы).
- Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, служили Отечеству)
- В каком возрасте детей сажали на коня (в 3 года)
- Кто сажал на коня? (крестный)
Воспитатель: А, теперь скажем гостям: «До свидания, и вернемся в свою группу».