Тамара Гардт
Методическая разработка «Детский мастер-класс. Новогодние украшения для елочки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский мастер-класс – Новогодние украшения для елочки»
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста
Вид мастер-класса : групповой
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления елочных украшений.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка „Детский мастер-класс, Новогодние украшения для елочки“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Новогоднее оформление
- Новый Год в детском саду
- Темочки
Обучающие: освоить практические способы действий при изготовлении елочных украшений, развивать умение презентовать свою деятельность, организовывать свою работу, извлекать пользу из опыта (своего и других людей);
Развивающие: развивать умение планировать свою деятельность (ставить цель, составлять план действий, умение анализировать, обобщать и систематизировать, развивать воображение, фантазию;
Воспитательные: развивать умение устанавливать и поддерживать отношения с другими, с разными социальными группами (дети, взрослые, понимать мотивы собственных действий и действий других людей (дети, взрослые, принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации, управлять своим поведением и способами общения.
Планируемые результаты: владеет новыми практическими способами действий изготовления елочных украшений, умеет планировать деятельность по реализации замысла, способен обращаться с вопросами и просьбами, умеет выступать, презентовать свою деятельность, свой практический результат, проявляет коммуникативные навыки, чувство ответственности, регулирует своё поведение, проявляет любознательность, инициативу.
Образовательная среда:
-Предметно-практическая среда: телевизор, карты-схемы последовательности изготовления елочных игрушек, гирлянд, простые образцы со «скрытыми элементами», незавершенные изделия, пооперационные схемы, разнообразный материал для изготовления новогодних украшений.
-Среда взаимодействия «Взрослый-ребенок» : ситуативно-личностная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, сотворчество, совместный поиск (обсуждает способы изготовления украшений, способ презентации результата).
-Среда взаимодействия «Ребенок-ребенок» : объединяются в группы, видят действия других, непринужденно обсуждают цели, ход работы и получаемые результаты.
-Среда отношений к миру, другим людям, к себе: отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями, мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).
-Помощь и поддержка: поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества, предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т. п.
-Организация контроля, самоконтроля: сравнение своей работы с работой мастера, со своими предыдущими работами или с работами сверстников.
-Практическое применение результатов: продукт деятельности продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группового помещения или у него дома.
Примерный алгоритм подготовки к мастер-классу :
Первый этап – определение целей. Педагог совместно с детьми выбирает тему будущего мастер-класса, уточняет необходимые представления о елочных украшениях, игрушках. Совместно с детьми проводится исследование: что нужно подготовить, что нужно знать и уметь. Определяется план действий: узнать секреты самого лучшего теста (глины, изготовления бумажной массы, выбрать самую интересную форму, рисунок, научиться смешивать краски для декора, изучить историю елочных украшений. Активно вовлекаются родители: выявляются их инициативы (рассказать о новогодних украшениях их детства, рассказать об особенностях полимерной глины и т. п.)
Второй этап – содержательно-действенный. Организуется обследование материалов, их свойств, выбор интересных решений. Рецепты замешивания теста, глины, изготовления бумажной массы записываются схемами-картинками вместе с детьми. В форме игровых тренингов в изготовлении дети обучают друг друга: рассказывают, как и что хотят сделать.
Третий этап – рекламный. Совместно с детьми проводится обсуждение приглашения других детей, взрослых, изготавливаются пригласительные билеты, рекламные буклеты или афиша.
Четвертый этап – проведение мастер-класса :
1 часть – мотивационно-побудительная.
Дети и педагог приветствуют гостей на мастер-классе, кратко и образно рассказывают о том, что удалось узнать по теме. Для актуализации представлений детей применяются следующие приемы:
«А знаете ли вы, что…»;
интервьюирование детей: «Где было создано самое необычное елочное украшение? Как могут выглядеть елочные игрушки?»;
мультимедийная презентация «Елочные украшения из разных стран».
Создание проблемной ситуации: «У нас мало новогодних игрушек для украшения елочки и группы к празднику, как быть?»
Совместное обсуждение педагога с детьми вариантов решения проблемы. Активное обсуждение решения изготовить украшения своими руками. Обсуждение и выбор формы представления своих работ. Организация и проведение игры «Какую игрушку я задумал?». Воспитатель совместно с ребенком загадывает игрушку, с помощью движений показывают, дети отгадывают.
2 часть – основная.
Воспитатель представляет детей-мастеров (бейджи, галстуки, обозначающие принадлежность к мастерам, которые могут научить других детей изготавливать елочные украшения. Для активизации действий детей применяются составленные ранее карты-схемы последовательности изготовления елочных украшений. Дети-мастера становятся консультантами по выбору формы, окраске, материала (тесто, глина, бумажная масса, теплый воск, декорированию, предлагают понравившиеся им способы украшения, способы изготовления елочных украшений. Дети-участники объединяются в группы, основанные на выполнении поделок в одной технике.
Предлагаемые варианты выполнения работ (с учетом индивидуальных особенностей детей) :
По образцу. Простые образцы елочных игрушек (из теста, глины, декорированные пайетками, пуговицами, расписанные красками) со «скрытыми» элементами, требующие анализа: как это сделано?
С незавершенным продуктом. Незавершенные изделия, требующие дополнения целого по заданным в самом материале условиям – с использованием трафаретов, шаблонов.
Работа по графическим схемам. Схемы-выкройки, пооперационные схемы, схемы-чертежи соединения, подкрепленные объемным изображением новогодней игрушки.
3 часть – рефлексивная.
Дети по желанию представляют свою поделку, анализируют ее, рассказывают о процессе ее создания. Анализируют свое отношение к проведенной деятельности, довольны ли они ее результатом. Украшают группу и елочку новогодними поделками, созданными своими руками.
Методические рекомендации. В процессе проведения мастер-класса необходимо обеспечить включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель принимает ролевую позицию «Я – ученик мастера» (с обсуждением позиции – чему хочу научиться, выбирает способ изготовления новогоднего украшения, материал, презентует свой практический результат.
В первой части для активизации поиска интересных решений изготовления новогодних украшений следует способствовать проявлению индивидуальных предпочтений («придумайте свой…», «не похожий»). Развивающая игра «Какую игрушку я задумал?» организуется и проводится совместно с музыкальным руководителем (подбор музыкального сопровождения, музыкально-ритмических движений). Возможно использование атрибутов и вспомогательных предметов (кусочки ткани, новогодняя мишура и т. п.).
В ходе основного этапа в организации деятельности следует предусматривать индивидуально-дифференцированные «маршруты освоения» : возможность индивидуально выполнить работу (декорировать елочную игрушку, возможность объединиться в группы (изготовить новогоднюю гирлянду – создание общей композиции из аналогичных работ, учитывать предпочтения мальчиков и девочек в изготовлении новогодних украшений (предложить изготовление елочных игрушек-богатырей для мальчиков, декорировать снежинки – девочкам).
На рефлексивном этапе в процессе рассматривания продуктов деятельности необходимо активизировать высказывания собственных предпочтений: «Мне нравиться…», стимулировать детей обнаруживать «красивое» в работах других детей: «Чья работа понравилась? Чем?».