Богданова Ольга
Конспект беседы по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Прогулка в осенний лес. Животные осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы по ознакомлению с окружающим в старшей группе"Прогулка в осенний лес. Животные осенью»
Автор:Богданова О. В
Задачи:
o Продолжать знакомить детей с изменениями происходящими в жизни животных осенью в лесу (звери,птицы,насекомые).
o Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности животных от условий среды обитания.
o Продолжать учить отгадывать загадки
Публикация «Конспект беседы по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Прогулка в осенний лес, Животные осенью“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
o Воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период,обучить умению вести себя в лесу.
Цель: уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных
заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе; воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций. Чтение книг и энциклопедий о изменениях в жизни животных в осенний период. Беседы о поведении человека в лесу. Рисование природоохранительных знаков.
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадку:
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое,если дождик льётся,
Это время года.
Как у нас зовётся?
(Осенью)
На экране интерактивной доски появляется анимационный персонаж Осень.
Осень от своего лица рассказывает произведение
"Четыре художника"(Г. Скребицкий)
(отрывок)
Для своей работы взяла я самые яркие краски и, прежде всего, отправилась в лес. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красным, весь, как огонь горит.
Забрела я на лесную поляну. Стоит посреди нее столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Гляжу - а неподалеку, с краю полянок густые, развесистые липы в кружок собрались, ветки вниз опустили. «Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила я по-своему, по-осеннему : кого в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.
Отправилась я из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
. Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток.
Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному к холодам готовятся.
-А давайте вместе с осенью отправимся в осенний лес и посмотрим, как животные готовятся к зиме.
На экране интерактивной доски сменяются картинки осеннего леса,слайд шоу.
Динамическая пауза:
В лес осенний мы идём (дети шагают на месте)
Листья падают дождём (плавные движения руками,сверху вниз)
Посмотри по сторонам (повороты головы в право,влево)
Зайчик тут (прыжки на месте)
Белка там (повороты на лево,на право).
В небе птицы пролетали (имитируем взмахи крыльев и кружимся на месте)
Нам успехов пожелали.
Дети садятся.
-Вот мы и пришли.
- Ребята, почему в лесу не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не жужжат над головой?
Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживает до зимы. Срок их жизни - один-два теплых месяца. Многие из них, отложив яйца, сразу же погибают. А майские жуки с осени зарываются глубоко в землю. В глубокий сон впадают личинки и куколки комаров и мух под корой деревьев, в сухих стеблях, листьях.
Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок на полутораметровой глубине в земле. Так глубоко земля никогда не промерзает.
Красивые бабочки, превратившись в куколок, как в колыбельках, будут спать до теплой весны.
- Ребята, раньше, в теплое время, на дорожке можно было увидеть ящерицу или лягушонка. Как они готовятся к зиме?
Как только похолодает, лягушки зарываются в тину на дне водоемов, ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или под трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
На экране изображение крота.
Если бы мы могли проникнуть глубоко под землю и посмотреть, как протекает жизнь у крота, то мы бы удивились, какие глубокие ходы он нарыл. Крот очень любит дождевых червей, а они в холодное время уходят глубоко под землю.
На экране изображение ежа.
Ежик еле-еле передвигается, куда делись его быстрота и ловкость, спит на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
- Ребята, а каких вы еще знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Сурки, суслики, медведь и др.)
На экране изображение суслика.
- Суслик, накопив за лето согревающий передник из жира, уходит в глубокий лабиринт своих нор, выбирает закуток потеплее и засыпает чутким сном.
На экране изображение сурка.
Где-то в каменистых россыпях уже заснул сурок. Ребята, оказывается осенью надо холить по лесу осторожно, тихо, чтобы не разбудить уже заснувших животных.
На экране изображение медведя.
- А где зимует медведь? Он тоже осенью роет себе глубокую нору? Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель приготовил себе в яме. А елочки, что по краям той ямы росли, подгрыз - они наклонились и в шатер пушистый превратились. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны
- Ребята, посмотрите на экран. Чем занимается белочка в осенние прохладные деньки?
- Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди - зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу кладовочки есть. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. Еще найдет, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает так много запасов, что за зиму сама не съедает. Очень трудолюбивая белочка.
На экране изображение барсука.
- А вот барсуку, ребята, не надо делать запасы. За осень барсук так отъедается! Становится такой жирный, что еле-еле передвигается. Но норку строит усердно, таскает листья, сухие веточки, мох. Постелька должна быть мягкой – несколько месяцев спать до весны.
Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
- Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, соболь, рысь, песец, олень и др.)
- Всем этим животным щедрая осень «раздаривает» теплые пушистые красивые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.
- Очень любит заяц переодеваться из серой шубки и белую. Почему?
- Правильно, у зайца слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят.
- Пока мы ходили по осеннему лесу, и птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему?
- Птицы улетают в теплые края. Все птицы улетают в теплые края? Какие птицы улетают? (Ласточки, скворцы, соловьи, иволги, стрижи, дрозды, журавли, лебеди др.)
- Как называются птицы, которые покидают родные края и улетают? (Перелетные.)
- Почему они не смогут перезимовать у нас? (Перелетные птицы - насекомоядные. Зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.)
- В небе слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей, ласточки собираются стайками на проводах. Отлет птиц долго готовится. Отлетают птицы не спеша. Жалко расставаться с родным краем. Птицы знают, что путь очень далекий и лежит через горы, леса, реки, луга, моря. И многие птицы гибнут на этом пути. Не выдерживают таких трудностей.
Ребята, а мы с вами будем их ждать и заботиться о тех птицах, которые останутся с нами на долгую холодную зиму. Мы сделаем для них кормушки.
-А сейчас Осень приготовила нам свои загадки про лесных зверей:
• "Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу
в дупле на старом дубе, Орешки я грызу. (белка)
• Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубе беленькой зимой.
А в серой шубе летом. (заяц)
• На собаку он похож:
Что не зуб то острый нож!
Он бежит и скалит пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
-Все загадки отгадали,про животных мы узнали. А теперь пора из осеннего леса нам возвращаться.
-А чтобы нам вернуться мы поиграем, всех животных кто впадает в спячку называем.
(медведь,барсук,ёж,суслик,сурок,крот).
Все вы ребята молодцы. Осень просила вам передать осенние листочки значки,а на них написано «Друзья леса».