Яна Костенко
Конспект алгоритма написания психотерапевтической сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм написания психотерапевтической сказки.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя:
• Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным.
Публикация «Конспект алгоритма написания психотерапевтической сказки» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка. Например, девочке необходимы сказки, где к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне и все заканчивается свадьбой. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей, но никак не про роботов или монстров.
• Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно всё, а значит все события без критики принимаются слушателем и работают на более глубинном уровне.
Для того чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку нужно знать принципы ее построения.
1. Создаём образ главного героя.
Главным героем сказки может быть очень большой спектр персонажей: это и обычные предметы, животные, просто люди, волшебники, природные явления, да, собственно, всё что угодно, ведь это ваш волшебный мир. Отталкиваться нужно оттого, что нравиться вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции, важно чтобы главный герой был «созвучен» ребенку, и возможно чем-то был на него похож (но не обязательно во всем, отражал его некоторые черты характера, и включал те особенности поведения, которые вы хотели бы проработать. Выдуманное имя также может отражать характер персонажа. Например, такое забавное имя для застенчивого дракончика – Заёлочкин (отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым).
• Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.
Исходить нужно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформированные в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, т. е. что же на самом деле вызывает нежелательное поведение?
Дети постарше даже могут сформулировать это самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя так, а не иначе? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает наш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
• Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.
Образы друзей и помощников – это олицетворение потенциальных способностей главного героя. Например, в случае неправильного поведения главного героя, друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения. А враги и препятствия – это страхи и неверие в самого себя.
• 4. Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.
Они нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможный репертуар действия в сложных ситуациях, т. е. показать: можно справиться так, а вот смотри, есть и еще такой способ.
В метафорической форме некоторые сложности в преодолении препятствий могут решаться разными путями, например:
• Прямая агрессия: сразить дракона мечем, т. е. решить проблему с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Другой вариант - использование хитрости, умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы. (Пример с Котом в сапогах, победившим Людоеда).
• Использование волшебных предметов и помощников (передача герою оберегающих его предметов-талисманов, внушение чувства защищенности и уверенности);
• Совет мудреца. Например, главный герой получает совет крайне уважаемого персонажа в волшебной стране и следует ему.
• А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.
Получены новые знания, опыт правильного поведения, но он еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей ещё необходимы подбадривание, похвала, которые придают уверенности в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление своих внутренних барьеров и страхов или изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.
• Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.
Наконец-то герой становиться уверенным, что делает все правильно, потому что он получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает, он справился со всеми сложностями и стал другим.
• Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя. Получение новых возможностей благодаря победе над собой.
• Вопросы к сказке. Их также можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает ребенку обратную связь, т. е. как могут оценивать поведение главного героя окружающие и что они при этом чувствуют.
О чем эта сказка, чему она нас учит?
Почему герой поступает именно так?
Чего он хотел на самом деле?
Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой?