Лучший педагог года

Конспект алгоритма написания психотерапевтической сказки

Яна Костенко
Конспект алгоритма написания психотерапевтической сказки

Алгоритм написания психотерапевтической сказки.

При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя:

• Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным.

Публикация «Конспект алгоритма написания психотерапевтической сказки» размещена в разделах

• Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка. Например, девочке необходимы сказки, где к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне и все заканчивается свадьбой. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей, но никак не про роботов или монстров.

• Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно всё, а значит все события без критики принимаются слушателем и работают на более глубинном уровне.

Для того чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку нужно знать принципы ее построения.

1. Создаём образ главного героя.

Главным героем сказки может быть очень большой спектр персонажей: это и обычные предметы, животные, просто люди, волшебники, природные явления, да, собственно, всё что угодно, ведь это ваш волшебный мир. Отталкиваться нужно оттого, что нравиться вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции, важно чтобы главный герой был «созвучен» ребенку, и возможно чем-то был на него похож (но не обязательно во всем, отражал его некоторые черты характера, и включал те особенности поведения, которые вы хотели бы проработать. Выдуманное имя также может отражать характер персонажа. Например, такое забавное имя для застенчивого дракончика – Заёлочкин (отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым).

• Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.

Исходить нужно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформированные в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, т. е. что же на самом деле вызывает нежелательное поведение?

Дети постарше даже могут сформулировать это самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя так, а не иначе? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает наш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.

• Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.

Образы друзей и помощников – это олицетворение потенциальных способностей главного героя. Например, в случае неправильного поведения главного героя, друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения. А враги и препятствия – это страхи и неверие в самого себя.

• 4. Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.

Они нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможный репертуар действия в сложных ситуациях, т. е. показать: можно справиться так, а вот смотри, есть и еще такой способ.

В метафорической форме некоторые сложности в преодолении препятствий могут решаться разными путями, например:

Прямая агрессия: сразить дракона мечем, т. е. решить проблему с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Другой вариант - использование хитрости, умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы. (Пример с Котом в сапогах, победившим Людоеда).

• Использование волшебных предметов и помощников (передача герою оберегающих его предметов-талисманов, внушение чувства защищенности и уверенности);

• Совет мудреца. Например, главный герой получает совет крайне уважаемого персонажа в волшебной стране и следует ему.

• А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.

Получены новые знания, опыт правильного поведения, но он еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей ещё необходимы подбадривание, похвала, которые придают уверенности в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление своих внутренних барьеров и страхов или изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.

• Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.

Наконец-то герой становиться уверенным, что делает все правильно, потому что он получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает, он справился со всеми сложностями и стал другим.

• Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя. Получение новых возможностей благодаря победе над собой.

• Вопросы к сказке. Их также можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает ребенку обратную связь, т. е. как могут оценивать поведение главного героя окружающие и что они при этом чувствуют.

О чем эта сказка, чему она нас учит?

Почему герой поступает именно так?

Чего он хотел на самом деле?

Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой?

Публикации по теме:

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Фотоотчет «День написания писем Деду Морозу в старшей группе»Фотоотчет «День написания писем Деду Морозу в старшей группе» Уже совсем скоро в каждый дом придет волшебство. Новый год-долгожданный праздник для взрослых и детей. Все мы ждем от него чуда, волшебной.

Фотоотчёт «День написания писем Деду Морозу» в младшей группеФотоотчёт «День написания писем Деду Морозу» в младшей группе Фотоотчёт: "День написания писем Деду Морозу" в младшей группе. 4 декабря отмечается особенный праздник - День заказов подарков и написания.

Фотоотчёт «День написания писем Дедушке Морозу» в старшей разновозрастной группеФотоотчёт «День написания писем Дедушке Морозу» в старшей разновозрастной группе Письмо Дедушке Морозу – для ребёнка значимый и очень важный ритуал перед Новым годом. Одной из традиций нашего детского сада стало, начиная.

Фотоотчёт «Как мы провели День написания писем Деду Морозу»Фотоотчёт «Как мы провели День написания писем Деду Морозу» Зима –самое сказочное время года, может ещё и потому, что именно зимой к нам приходит самый сказочный праздник –Новый год, время, когда.

Консультация для педагогов о пользе написания писемКонсультация для педагогов о пользе написания писем 23 января - Международный день письма Всё реже и реже мы пишем письма друг другу. Много, слишком много новых технологий пришло на смену.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Памятка для написания сочинения ЕГЭ - Задание 27. Сочинение по прочитанному тексту. Проблема текста. В своем тексте автор поднимает важную для нашего времени проблему (чего….

Предновогодняя традиция — День написания писем Деду Морозу. ФотоочетПредновогодняя традиция — День написания писем Деду Морозу. Фотоочет Дед Мороз под Новый год Все, что хочешь, принесет. Загадай желанья ты - И исполнятся мечты. Сегодня, четвертого декабря отмечается очень.

Правила написания синквейнаПравила написания синквейна Приём синквейн применяю на различных уроках и их этапах для развития познавательной активности и речи учащихся. Сначало вместе учились составлять.

Стихотворение для детей старшего дошкольного возраста ко Дню написания писем (обязательно бумажных)Стихотворение для детей старшего дошкольного возраста ко Дню написания писем (обязательно бумажных) Vivat ещё одной почтовой дате! Вот и ещё один праздничный день в календаре радостных дат (на сайте "Кален-дарь"): день написания писем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект алгоритма написания психотерапевтической сказки
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 06:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД