Татьяна Шишова
Конспек НОД по познавательному развитию «Путешествие по улицам города»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Водоватовский детский сад № 10»
Непосредственно образовательная деятельность
«Путешествие по улицам города»
Шишова Т. В.
Воспитатель средней группы
МБДОУ «Водоватовский детский сад № 10»
Водоватово 2018 г.
Цель: Развивать умения детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о значении сигналов светофора, различии дорожных знаков (запрещающие, предупреждающие, указательные, знания о транспорте (вид, название).
Публикация «Конспек НОД по познавательному развитию „Путешествие по улицам города“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Обогащать словарь детей ( ключевые слова: тротуар, пешеход, светофор, дорожные знаки, проезжая часть).
Развивающие :
Развивать умения детей соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, развивать у детей умения соблюдать осторожность и осмотрительность на дорогах.
Воспитательные:
Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, желание оказать помощь другу, необходимость соблюдения правил поведения в транспорте.
Форма: игра- путешествие
Предварительная работа.
1. Проведение НОД по образовательным областям.
Познавательное развитие : «Знакомство с улицей», «Знакомство с транспортом», «Зачем нужны дорожные знаки», «Знай и выполняй правила уличного движения», целевая прогулка по улице.
Художественное- развитие : «Светофор», «По дороге едут машины», «Сломанный светофор»
Речевое развитие : «Составление описательного рассказа по картине», «Описание игрушки — машины».
Разучивание стихов, загадок, песен.
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица», «Бездельник светофор», «Скверная история».
Я. Пишумова «Это моя улица», «Машины», «Песенка о правилах».
С. Маршак «Мяч», А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара».
2. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
3. Групповые и индивидуальные беседы о значении правил дорожного движения.
4. Проведение подвижных игр:
«Найди свой цвет», «Воробышки и автомобиль», «Сигналы светофора»,
«Ловкий пешеход».
5. Проведение дидактических игр: «Законы улиц и дорог», «Что лишнее?», «Светофор».
6. Проведение сюжетно- ролевой игры «Водитель и пешеходы».
7. Решение дорожных задач на дидактическом пособии-макете «Правила дорожного движения», «Центр нашего села Водоватова»».
8. Изготовление книги «Азбука дорожного движения».
Материал и организация НОД.
1. НОД проводится в просторном зале, в котором подготовлена декорация улицы : проезжая часть дороги и тротуар, на проезжей части «автобус» из стульев, игрушечные машины, макет светофора, «зебра» переход, макеты домов, дорожные знаки.
2. Персонаж — Незнайка.
3. Геометрические фигуры из цветного картона (для грузового автомобиля и автобуса).
4. Мультимедиа.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Дети входят в зал, в котором создана декорация улицы (дома, дорога- проезжая часть и тротуар, пешеходный переход, светофор, дорожные знаки).
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Мы пришли с вами на улицу необычного города. Ребята, а не хотели бы вы совершить путешествие по улице нашего города и проехать на волшебном автобусе.
Ответы детей: Да
Коммуникативная деятельность. Словесный метод. Информационно- коммуникативный метод.
Беседа по вопросам с использование ИКТ (слайды с изображением макета улицы)
Воспитатель:
Перед началом нашего путешествия давайте вспомним, из чего состоит улица?
Ответы детей:
На улице стоят дома. Есть дорога, которая делится на проезжую часть — для транспорта и тротуар - для пешеходов.
Воспитатель:
Что относится к транспортным средствам?
(слайд с изображением транспортных средств)
Ответы детей:
Автобусы, машины, трактора, поезд….
Воспитатель:
По какой стороне проезжей части дороги движется транспорт?
(слайд с изображением движущего транспорта)
Ответы детей:
По правой стороне дороги.
Воспитатель:
А как нужно вести себя на улице?
Ответы детей:
По улице нужно идти спокойным шагом по правой стороне тротуара. Не играть вблизи дороги, а играть на детской площадке.
Воспитатель:
А еще нужно быть внимательным и осторожным, чтобы не попасть под колеса машин.
2. Основная часть:
Игровая деятельность. Метод повышения эмоционального отклика.
Звучит сигнал автомобиля, звук тормозов. (Использование музыкального сопровождения).
Создание мотивации. Сюрпризный момент.
Входит Незнайка (грустный, немного прихрамывает)
- Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Незнайка: Попав в большой и шумный город
Я растерялся и пропал,
Не зная знаков светофора
Чуть под машину не попал.
Ребята, вы мне помогите,
И если можно, подскажите,
Дорогу как переходить
Чтоб под трамвай не угодить.
Воспитатель: Давайте прочтем с вами стихи
Для этого нужно знать правила дорожного движения.
Восприятие художественной литературы.
Дети:
Правила движения
Все без исключения
Знать должны зверюшки
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.
Воспитатель:
Незнайка, мы сейчас отправимся в путешествие по улицам города. Хочешь поехать с нами?
Незнайка: Да
Игровая деятельность. Игровой метод
Воспитатель:
Ребята, поможем Незнайке?
Расскажем и покажем Незнайке, как вести себя на улицах большого города.
Проводится игра-загадка «Это я, это все мои друзья!».
Воспитатель задает вопросы. Дети дают ответ «Это я, это все мои друзья!», если вопрос отражает правильное выполнение правил поведения и соблюдения правил дорожного движения. Дети молчат, если вопрос отражает неправильное выполнение правил поведения и соблюдения правил дорожного движения.
Воспитатель:
Кто из вас идет вперед
только там, где переход?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель:
Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Дети молчат.
Воспитатель:
Знает кто, что свет зеленый означает:
По дороге каждый смело пусть шагает.
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель:
Знает кто, что красный свет,
Значит хода - нет?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель:
Кто водителю вопросами
Надоедает, от бдительности отвлекает?
Дети молчат.
Воспитатель:
Ответит кто без промедления,
Что желтый свет — предупреждение?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель:
Кто милиционеру помогает
За порядком наблюдает?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель:
Молодцы, дети! Вы очень хорошо знаете правила дорожного движения, вы готовы к путешествию. Подождем автобуса на остановке.
(Дети находят знак остановки, идут по правой стороне тротуара)
Коммуникативная деятельность. Метод ситуационного обучения.
Незнайка: (достает мяч)
А вот и остановка, давайте поиграем в мяч!
Дети: Нет, Незнайка! На остановке и вблизи дорог играть нельзя в мяч и в другие игры. Посмотри - это может привести к аварии.
Информационно- коммуникативный метод. Использование ИКТ (слайды с изображением аварии на макете)
Дети: На остановке нужно стоять тихо, быть внимательным, чтобы не попасть под колеса машин.
Воспитатель:
Вот и подошел наш автобус.
(Дети подходят к автобусу, который предварительно сконструирован из стульев. В автобусе есть места для пассажиров и водителя. Дети, под руководством воспитателя, проходят через заднюю дверь и садятся на стулья по два человека)
Незнайка:
Можно мне здесь повеселиться?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Дети, расскажите Незнайке, как нужно вести себя в салоне автобуса.
Дети рассказывают о том, как должны вести себя пассажиры:
В автобусе нельзя вставать с места. Нельзя не отвлекать водителя. Не высовываться в окно. Все это опасно для жизни.
Воспитатель: Следующая наша остановка «Дорожные знаки». (воспитатель показывает макеты с дорожными знаками) Дорожные знаки - наши помощники.
Незнайка:
Чем — же эти разноцветные картинки могут помочь?
Дети:
Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам соблюдать правила движения.
Познавательная деятельность. Проблемный метод с решением логических задач. (Дети выбирают нужный знак, рассказывают о нем Незнайке, и располагают в определенном месте)
Воспитатель: На нашей улице непорядок. Все знаки находятся в одном месте.
Давайте их распределим, и найдем каждому знаку свое место.
(Дети выбирают нужный знак, рассказывают о нем Незнайке с использованием стихов, и располагают в определенном месте)
Восприятие художественной литературы.
Этот знак — нам друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
«Осторожно дети!»
Велосипед на круге красном,
Значит, ехать здесь опасно!
В синем круге пешеход-
Не торопится, идет!
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно!
Незнайка:
- А это, что за столб с разноцветными фонариками? (обращает внимание на светофор)
Воспитатель:
Это светофор, его сигналы помогают переходить дорогу. Вот, послушай, ребята тебе расскажут про светофор.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И, подскажут, и помогут
говорящие цвета.
1 реб.
Если свет зажегся красный
Значит двигаться опасно (показывает на красный цвет)
2 реб.
Желтый свет — предупрежденье
Жди сигнала для движенья. (показывает на желтый цвет)
3 реб.
Свет зеленый говорит
«Пешеходный путь открыт!» (показывает на зеленый цвет)
Незнайка:
Вот это да! Сразу все и не запомнишь.
Двигательная деятельность. Проводится физкультминутка «Красный, желтый, зеленый»
Воспитатель: Чтобы легче было запомнить сигналы светофора, поиграем в игру «Светофор». Я буду поочередно поднимать красные, желтые, зеленые кружочки. Когда я подниму красный кружок — вы стоите, желтый — прыгаете, зеленый — шагаете на месте.
Игровая и познавательная деятельности. Метод ситуационного обучения
Незнайка: Я все запомнил и хочу перейти на другую сторону улицы.
Воспитатель:
Дети, давайте разделимся на пешеходов и водителей. Пешеходы вместе с Незнайкой перейдут дорогу.
Элемент с/р игры «Водитель и пешеходы».
(Дети переходят дорогу, соблюдая правила перехода улицы. Незнайка нарушает правила перехода дороги, а дети помогают ему исправить свои ошибки)
Воспитатель: Предлагаю занять места в нашем автобусе, и отправится дальше в путешествие.
Воспитатель: Остановка «Автосервис».
Конструктивная деятельность. Проблемный метод. (групповая форма).
Воспитатель: Дети, рабочие ушли домой и не успели отремонтировать транспортные средства. Все детали перепутаны. Давайте поможем им, соберем из этих деталей транспортные средства. Посмотрим, что у нас получится.
(Перед детьми находятся беспорядочно вместе детали автобуса и машины. Дети должны разобрать детали и сложить из них транспортные средства. Одна группа детей собирает из геометрических фигур — грузовой автомобиль, а другая — автобус).
Незнайка:
А что у нас получилось?
Дети:
Грузовой автомобиль и автобус.
Незнайка:
Ребята, как называются детали, из которых вы собрали транспортные средства?
Коммуникативная деятельность. Словесный метод.
Дети:(Рассказывают о видах транспорта и названии частей)
Воспитатель:
Дети, это была конечная остановка. Нам пора возвращаться в детский сад.
(Проходят в «автобус», садятся на стульчики)
3. Итог. Рефлексия.
Коммуникативная деятельность. Словесный метод.
Незнайка:
Ребята, огромное спасибо за путешествие. Я так много узнал о правилах дорожного движения. По улице нужно идти по правой стороне тротуара, переходить улицу можно по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Играть можно только на детских площадках. В автобусе нужно сидеть тихо, не отвлекать водителя. Я никогда не буду нарушать эти правила, а буду всегда их соблюдать. Это поможет мне не попасть в беду.
Воспитатель:
Ребята, правила, которые мы сегодня повторили, очень важны и нужны. Они помогут вам избежать беды.
Твердо их запоминайте
И по - чаще повторяйте,
А главное соблюдай
Правила дорожного движения. (дети повторяют хором)
(Незнайка прощается и уходит, а дети возвращаются в групповую комнату)
Список литературы:
1. «Азбука дорожного движения для малышей». Выпуск 1. Учебно- методическое пособие.
2. «Азбука дорожного движения для малышей». Выпуск 2. Учебно- методическое пособие.
3. Н. Н. Авдеева «Безопасность» Детство-Пресс 2005г.
4. Н. Н. Авдеева «Безопасность» Тетрадь -4. Ребенок в городе. Детство-Пресс 2009г.
5. Л. В. Куцакова «Как обеспечить безопасность дошкольников»
6. «Занятия по правилам дорожного движения» под. ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина 2008г.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2014
8. «Основы безопасности для детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений» авт. Р. Б. Стеркиной СПб:» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС». 2012
9. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» Мозаика-Синтез Москва 2010г
10. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук» Творческий Центр Москва 2008г
11. О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения для дошкольников» Волгоград 2008г
Художественная литература для детей.
1. В. Головко «Правила движения»
2. А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
3. В. Клименко «Зайка-велосипедист».
4. В. Кожевников «Песенка о правилах»
5. С. Маршак «Кошкин дом», «Милиционер», «Мяч».
6. В. Миходед. «Уроки светофора»
7. Н. Носов «Автомобиль».
8. Я. Пишумов «Просто это знак твой», «Машины», «Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой»
9. А. Северный «Светофор
10. В. Семернин «Запрещается-разрешается»