Юлия Куликова
Конкурсы чтецов как форма работы по развитию речи обучающихся логопедических групп ДОУ
Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть созданы оптимальные психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития детей.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
Публикация «Конкурсы чтецов как форма работы по развитию речи обучающихся логопедических групп ДОУ» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
создание развивающей предметно-пространственной среды;
целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
Одной из форм работы по развитию речи обучающихся логопедических групп в нашем детском саду являются конкурсы чтецов.
Конкурсы чтецов имеют следующие задачи:
1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений.
2. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать поэтическое мастерство.
3. Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
Организация конкурса всегда соответствует следующим требованиям:
в сценарий включаются произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик;
предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов.
сочетание слушания стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами; активное участие всех детей группы.
Конкурсы чтецов имеют разнообразную тематику: стихи о природе, стихи о городе, посвящённые предстоящему празднику; по произведениям одного или разных авторов. При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями, понимается как автоматическое запоминание и воспроизведение текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребёнок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании и поэтому литературные конкурсы дают каждому малышу возможность для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того, при организации конкурса, объединяются разные виды искусств – музыки, живописи, литературы, что воспитывает эстетический вкус, создаёт атмосферу праздника. В ходе таких мероприятий дети становятся раскрепощёнными, не боятся публичных выступлений.
С большой благодарностью отзываются о конкурсах и родители. Они принимают участие в подготовке и проведении мероприятия, охотно приходят в детский сад, поддерживают своих детей. Ко многим взрослым приходит понимание того, что важно не только заучить с ребенком текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу.
Победители получают в качестве награды грамоты, медали, сувениры, значки, детские книги. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребёнком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.