Елена Алексахина
Интерактивные методы обучения на уроках химии
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
НА ПРИМЕРЕ ПРИЕМА «ШЕСТИУГОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»
«Ученик не чаша,
которую необходимо наполнить,
а факел, который надо зажечь»
Плутарх- древнегреческий философ.
Актуальность
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учитель или ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Публикация «Интерактивные методы обучения на уроках химии» размещена в разделах
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Использование интерактивных технологий при изучении в школе химии,является объективной потребностью, продиктованной требованиями современного общества.
Увлечь учеников своим предметом, сегодня уже невозможно без применения новых интерактивных технологий, так как односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа учителя. Интерактивные методы принято рассматривать как самую современную форму активных методов :
• интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося;
• это обеспечивает совместное выполнение обучающимися работы;
• учит критически мыслить;
• создаёт комфортные условия обучения;
• переводит познавательную деятельность на более высокую форму сотрудничества;
• учит общению.
Поэтому перед учителем возникает проблема освоения новых интерактивных форм и методов обучения.
Принципы работы на интерактивном занятии :
• занятие – не лекция, а общая работа;
• все участники равны;
• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
• нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
• все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Актуальность внедрения интерактивных форм и методов обучения на уроках химии бесспорна, и приема «Шестиугольного обучения» в частности, т. к. они
Соответствуют:
• социальному заказу государства, общества;
• Федеральному закону №273 «Об образовании Российской Федерации»;
• прогрессивным тенденциям социального развития общества;
• региональной образовательной политике;
• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;
• профессиональным интересам педагогов;
Способствуют:
• решению актуальных задач общества;
• решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.
Современный подход к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, что вызвано особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера.
Метод шестигранного (шестиугольного) обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.
Новизна представленного опыта состоит в:
• создании собственной системы по использованию интерактивных форм работы на уроке химии для формирования ключевых компетенций обучающихся, на примере интерактивного приема «Шестиугольное обучение» ;
• в комбинации элементов известных методик;
• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
Целостность
Работа по заявленной теме проводится с 2017 года по настоящее время.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.
Ввиду уникальной, похожей на соты форме, учащиеся могут устанавливать различные связи между содержимым шестиугольников. Таким образом, шестиугольное обучение направлено на развитие логики и творческих способностей учащихся. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», «зигзаг», линия, соты и другие фигуры. На следующем уроке,приготовленные учащимися гексы, становятся раздаточным материалом, для выявления степени усвоения изученного материала обучающимися.
Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Обучающимся дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.
Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения
1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т. е. обучащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст, рисунок. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники,собрать единое целое.
2. Для углубленного изучения темы, оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.
3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.
4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Обучащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
5. Составить по гексу рассказ.
Этот прием применяю как при обобщении изученного материала,так и при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках химии с 8 по 11 класс и при выполнении обучающимися домашнего задания.
Логичность
Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.
Прием шестиугольного обучения предполагает самостоятельно доходить до истины, что, несомненно, повышает качество обучения.
С другой стороны, работа с гексами, это своего рода игра. А игра на уроке, как известно, активизирует мысль и разряжает обстановку.
Используя прием шестиугольного обучения. Учитель может активно и творчески комбинировать различные методы обучения, применяя комплексный подход, что способствует наибольшей эффективности в учебно-воспитательном процессе.
Данный прием позволяет учитывать особенности каждого обучающегося, применяя вместо хемиоцентрического подхода (когда в центре методики обучения стоит химия) -антропоцентрический (когда обучение химии строится в первую очередь, на основе учета интересов, склонностей и особенностей обучающихся).
Этот приём позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.
Кроме того, интерактивный прием шестиугольного обучения очень перспективен и универсален. Его можно использовать в массовой практике. Неоспорима возможность творческого применения данного приема.
Результативность
Данный опыт :
• Был представлен на районный семинар учителей химии и биологии по теме «Интерактивный прием «Шестиугольного обучения» при изучении химии»;
• Был представлен на заседании кафедры естественных наук.
• Разработка урока химии в 11 классе по теме «Дисперсные системы» размещена на сайте МКУ «ЦИМО МОУ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
• Республиканский научно-практический семинар по теме «Современные уроки биологии и химии : типология, требования, алгоритмы разработки»
Практика моей работы свидетельствует о том, что систематическое применение на уроках и во внеурочное время интерактивного приема шестиугольного обучения, позволяет развить у обучающихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности, что позволяет обучающимся добиваются хороших результатов в изучении предмета, о чем свидетельствует профессиональный выбор выпускников, связанный с предметом «Химия». Они участвуют и добиваются результатов в конкурсах различного уровня.
Библиографический список
1. Аствацатуров Г. О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: https://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/(дата обращения: 03.05.2020).
2. Музаева, З. М. Интерактивные методы преподавания химии в современной школе / З. М. Музаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 20-24. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8943/ ( дата обращения: 08.05.2020).
3. Материалы бесплатного сервер видеоконференций URL : https://www.classtools.net/hexagon/(дата обращения: 07.05.2020).