Людмила Бутова
Сценарий конкурсной игры-занятия «Посиделки в русской избе»
▼ Скачать +Заказ
Цель: - Расширять представление о русских народных семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление. приобщать к народным традициям и обычаям.
Программные задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, и т. д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились.
Публикация «Сценарий конкурсной игры-занятия „Посиделки в русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Сценарии конкурсных мероприятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Развивающие:
- развивать художественно-творческие и познавательные способности детей
Словарная работа:
Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей. поддерживать инициативу ответов на вопросы.
Обогащение словаря детей: печь, сундук, ложки,чугунок,ухват,лопата
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественного слова познавательная, двигательная, художественно-творческая.
Материалы и оборудование: материалы для работы с тестом, тесто. Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук.
Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание на экране изображение русской народной избы, горницы, заучивание физминутки «Гори,гори ясно».
Ход занятия:
Хозяйка:
Здравствуйте ребята
Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома!
Горница у меня небольшая да красивая какая!
Я ждала вас, нарядилась. А вы тоже я смотрю нарядные, но чего то не хватает в вашем наряде А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:
Прячет хозяйка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук.)
Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит ( хозяйка открывает сундук и достает от туда: девочкам – какошники, мальчикам – картуз).
Сядем рядком, да поговорим ладком!
Скажите ребята, а куда вы пришли?
- В русскую избу!
Хозяйка: А как вы думаете ребята для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я вам немножечко подскажу. Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Хозяйка. Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает».
Дети отвечают (печь)
А как вы думаете,ч то было самым главным в избе? (печь)
Хозяйка:
Правильно это печь. Печь считали сердцем дома!
Печка - наша поилица и кормилица, тело согревательница. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, как вы думаете чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)
Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?
Дети: Да!
Хозяйка:
Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем.
Физминутка:
(Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)
Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)
Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)
Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)
Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)
Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)
Хозяйка: А что могла хозяюшка приготовить в печке?
Дети отвечают.
Изба была одной комнатой, но было одно местечко в избе, которое называлось бабий кут, где женщина делала свои дела по хозяйству, шила, вышивала, стряпала.
Ну что ж печь наша топится, а теперь можно взяться и за работу
Теперь нам надо замесить тесто.
Нужно отгадать загадку
Новая посуда
А вся в дырах (сито)
Что это? Давайте насеем муки
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.
Муку мы приготовили теперь месим тесто
(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
Крендельки мы испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!
(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам с вами нужно,
Крендели слепить всем дружно.
Практическая часть.
Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать крендельки.
— Какое она на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму)
Давайте вспомним как мы будем делать крендели?
нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко, а потом прижимаем вовнутрь.
гости дорогие крендели мы слепили теперь их нужно поставить в печь
(воспитатель готовые ставит в печь).
- а теперь пока пекутся наши бублички примемся мы за дело. Девочки присядут на стульчики и займутся плетением ковриков, а мальчики примутся за работу на моем дворе нужно будет покормить животных, и определить «Кто,что ест?». И так принимаемся за работу (звучит музыка,работа в группах.
Продолжим отгадывать загадки.
Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
А вот и наши крендельки подоспели, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Ох, спасибо вам ребятки,
Славно с вами потрудились,
Славно мы повеселились,
Вы и пели, и плясали,
Очень я довольна вами!
Хозяйка: Понравилось вам у меня, ребята?
Давайте соберём пирамидку из наших ладошек, и вы мне расскажите Что интересного вы увидели у меня в избе? и что вам больше всего понравилось.
В память о нашей встрече я хочу вам подарить русский сувенир деревянную Матрёшку,а вы её раскрасите.
Дорогие гости, вот и закончились наши посиделки, пора прощаться, до следующей встречи! До свидания!
Фотоприложение