Ляшенко Леана
Конфликты между детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый адекватный родитель старается уберечь своего ребенка от разочарований, огорчений, конфликтных ситуаций и прочих неприятностей, с которыми мы, взрослые, так привыкли сталкиваться в современном мире. А нужно ли это делать на 100%?
Попадая в непростые ситуации со сверстниками, ребенок учиться самостоятельно находить из них выход. Подбирает свое решение и тактику поведения. В будущем, когда ребенку встретится подобная конфликтная ситуация, он уже будет знать, как вести себя в ней. Конфликты учат наших деток некоторым социальным навыкам общения, таким, как умение отстаивать свое мнение или идти на компромиссы. В школе, в ВУЗе, на работе или в семейной жизни данные навыки очень пригодятся.
Публикация «Конфликты между детьми в ДОУ» размещена в разделах
Ссоры между детьми могут возникать по разным причинам и в большей степени связаны с их возрастом.
Причины конфликтов у детей разного возраста
1) Дети 2 – 3 лет только начинают учиться взаимодействовать между собой. Причинами конфликтов в данном возрасте чаще всего становятся отобранная игрушка или разрушенные постройки. Так как детки в этом возрасте еще плохо разговаривают, они стараются привлечь внимание взрослого громким плачем или лезут драться с обидчиком. Нам, взрослым, эти причины покажутся незначительными, но для детей они представляются трагедией. Все потому, что малыши только учатся взаимодействовать между собой.
дети играют в игрушки
2) В 4 – 5 лет начинают проявляться лидерские способности. Дети этого возраста предпочитают играть в ролевые игры. Соответственно им нужно подобрать партнёров по игре, а лучший друг или подруга не хотят слушать и вот тут может возникнуть конфликт. Они могут возникать и при распределениях ролей или при нежелании одного из детей играть с другим. Так как детки этого возраста уже хорошо владеют речевым аппаратом конфликты в большей степени решаются словесно.
3) В возрасте 5 – 6 лет детки больше всего ссорятся из-за того, что не могут выбрать единый формат деятельности. Например, две подружки решают, чем заняться и одна из них говорит, что хочет рисовать, а другая играть в куклы, но при этом обязательно нужно делать это вместе. Вот тут и возникает конфликт. Старшие дошкольники в решении конфликтных ситуаций чаще всего прибегают к угрозам, жалуются воспитателю или перестают «дружить». А все потому что детям не свойственна эмпатия.
Воспитатель и ребенок
В детском саду все конфликты детей происходят на глазах воспитателей и им то приходится учить детей выходить из сложных ситуаций. Хорошо, когда воспитатель вспоминает все психологические и педагогические методы воспитания, но иногда ситуация бывает абсолютно противоположной.
Воспитатель решает конфликты детей, пользуясь своим авторитетом и личными убеждениями. Ребенок-бунтарь может воспринять такие методы решения конфликтных ситуаций в штыки, а чувствительный ребенок примет все в свой адрес, даже если обращались не к нему, а к его другу. Отсюда и не желание ходить в детский сад и конфликты с воспитателем.
В ситуации, когда у ребенка с воспитателем произошёл конфликт, родитель должен выяснить истинные причины:
Для начала нужно выслушать две стороны по отдельности. С ребенком обсудить возникшую проблему, например, в игровой форме, а с воспитателем договориться о встрече без посторонних.
Выяснив причину нужно найти решение проблемы вместе, например, если ребенок очень чувствителен, то воспитателю не стоит ругать сразу всех вместе, а только персонально по именам.
Конечно, воспитатель – это квалифицированный специалист и в общении с детьми он должен находить подход к каждому, но что тут такого, если родитель поможет найти подход к его ребенку. Ведь родители знают своих детей лучше.
Родитель должен выступать в роли помощника для воспитателя, а не противника. Тогда и ребенок в детском саду будет чувствовать себя комфортно и безопасно.
Неподготовленность ребенка
Причиной конфликтных ситуаций в группе может стать неготовность ребенка к детскому саду. Очень плохо, когда родители отдают в сад четырехлетнего ребенка, который не умеет одеваться и при этом говорят: «В саду научат». В это время в саду, собираясь на улицу, ребенок не может самостоятельно одеть колготки или застегнуть обувь. Остальные дети при этом стоят и парятся в уже одетых куртках и шапках, как следствие дети выходят на улицу вспотевшими и простывают. В такой ситуации неподготовленный ребенок чувствует свои вину, воспитатели и дети торопят его. Иногда ребенку стыдно сказать маме и папе, что он не хочет ходить в детский сад потому что не умеет одеваться или самостоятельно кушать, а родители в силу своей субъективности при этом винят воспитателей или считают, что их ребенка обижают другие дети.
Задача родителей научить ребенка навыкам самообслуживания и подбирать ту одежду, с которой малыш может справится сам. Тогда в детском саду он не будет чувствовать себя нарушителем дисциплины, а конфликтных ситуаций будет меньше
Как НЕ надо вести себя родителям
Слёзы ребёнка ранят родителя в самое сердце, часто в порыве страсти мамы могут сказать не очень приятные вещи, за которые потом бывает стыдно даже взрослому человеку, не то что ребенку. Решение конфликтной ситуации невозможно, если Вы прибегаете к следующим тактикам:
Невмешательство. Конечно конфликты между детьми должны решать сами дети, но бывает так, что Ваш ребенок перепробовал уже все методы и ничего не помогает. Тут самое время прийти ему на помощь. Нужно, чтобы ребенок знал, что родители его оберегают и защищают.
Побег. При возникновении конфликта не решайте его бегством в другую группу или сад, ведь там возникнут те же проблемы. Лучше разобраться на месте, а если нужно, то подключить для решения конфликта психолога или администрацию детского сада.
Открытая конфронтация. Переходя на личности и не разобравшись в сути проблемы, можно перевести конфликт в ссору, из которой будет очень сложно выйти и при этом сохранить свое достоинство. Более того ребенок не должен видеть, как вы оскорбляете или унижаете его воспитателя или родителя другого ребенка, так как в дальнейшем только такой способ решения конфликтных ситуаций он будет использовать.
Запреты дружбы. Когда мама видит, как какой-то Вася обижает ее ребенка, можно часто услышать фразу: «Не играй с ним он тебя бьет, лучше дружи с Колей он спокойно играет». При этом мама действует из лучших побуждений опираясь, на свой материнский инстинкт, но не учитывает, что Вася не является агрессором, он просто не нашёл общего языка с вашим ребенком.
Прилюдное порицание. Даже если вы выяснили, что зачинщиком конфликта является Ваш ребенок, не стоит его наказывать на глазах у всех. Лучше обсудить данную ситуацию в спокойной обстановке у себя дома, где это не ударит по самооценке ребенка.
Решение конфликтов
Как бы нам всем хотелось предупреждать конфликты заранее, но это удается редко. Если ребенка обижают - нужно постараться выяснить причину. Если это простая дележка игрушек, то не стоит переживать, но, если это происходите систематически и с одним и тем же ребенком, стоить обратиться за помощью к воспитателю или поговорить с родителями обидчика.
Дошкольника нужно научит решать конфликты самостоятельно, при этом задавая простые и понятные вопросы:
В чем причина ссоры?
Пытались ли Вы разобраться мирно без драки и криков?
Можно ли было избежать скандала?
Что нужно было сделать обоим детям, чтобы избежать слёз?
Как поступить в подобной ситуации в следующий раз?
Недопонимание и конфликтные ситуации встречаются на протяжении всей жизни и как сейчас вы научите своего ребенка выходить из них так он будет делать и дальше.