Калашникова Екатерина Александровна
Конфликтные ситуации между родителями и детьми, способы их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Формы протекания конфликта могут быть разными :
Недовольство – ощущение неудовлетворенности;
Разногласие – несходство во мнениях, взглядах;
Противодействие – действие, препятствующее другому действию;
Противостояние – концентрация на конкретном интересе субъекта;
Противоборство – борьба субъекта с кем-либо, чем-либо, мешающим реализации интересов субъекта.
Публикация «Конфликтные ситуации между родителями и детьми, способы их решения» размещена в разделах
Форма протекания конфликта тем острее, чем дольше продолжается сам инцидент. Поэтому, чем раньше начнется поиск решения, тем меньше будут психологические последствия.
Самым первым шагом на пути к решению конфликта является факт признания того, что проблема действительно есть. Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его решению.
Существует много способов решения конфликтных ситуаций.
Выбор зависит от личности субъектов, от формы протекания и других обстоятельств.
Способы разрешения конфликтов (см. Приложение 2).
Юмор – постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации;
Признание достоинств – увидеть хорошие качества в другом участнике конфликта;
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок;
Третейский суд – обращение к незаинтересованному лицу;
Анализ – попытаться добраться до истоков проблемы и найти решение;
Ультиматум – решительное требование с угрозой применения мер воздействия;
Последствия конфликта тоже могут быть разными:
Деструктивные – разрыв связей, разрушение нормальных взаимоотношений;
Конструктивные – конфликт способствует выходу на новый уровень развития личности или межличностных отношений.
Необходимо стремиться именно к конструктивному решению проблемы, так как в данном случае конфликт несет в себе огромный воспитательный потенциал, являясь одним из механизмов развития личности.
Для конструктивного решения проблемы следует соблюдать некоторые правила:
Два возбужденных человека не могут прийти к согласию, надо сначала успокоиться;
Не следует бояться конфликта, надо его решать;
Умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех – владеющий собой».
Уважайте личность другого, он имеет право на собственные взгляды.
Еще одним вариантом решения конфликтов является разработка американского психолога Эрика Берна, которая называется «Я – КОНЦЕПЦИЯ» (см. Приложение 3). Суть этой теории в том, что человек в зависимости от особенностей личности и от обстоятельств играет три основные роли.
Роль родителя предполагает действия по принципу «делай так, как я сказал», то есть диктаторство, подавление другой личности.
Роль ребенка предполагает действие по принципу «я хочу…», то есть эгоизм, желание удовлетворить только свои желания и потребности.
Роль взрослого предполагает сотрудничество, ответственность за себя и за свои поступки.
Для решения конфликта его участникам необходимо перейти на позицию взрослого и на основе взаимного уважения совместно найти выход из конфликтной ситуации.
2. Анализ и совместное обсуждение предложенных конфликтных ситуаций, поиск оптимального варианта решения конфликта.
СИТУАЦИЯ 1.
Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама.
Родители анализируют предложенную ситуацию и предлагают свои варианты решения проблемы. Идет обсуждение этих вариантов, в ходе обсуждения отвергаются неприемлемые варианты, обращается внимание родителей на наиболее оптимальные варианты решения проблемной ситуации. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.