Анастасия Михалкина
Конcультация для воспитателей «Опыт работы с детьми в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
Публикация «Конcультация для воспитателей „Опыт работы с детьми в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обусловливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада.
В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина "М". Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой - это главное, что было у него, вернее, есть и будет: его озон, погода, атмосфера. Точнее - это просто "три кита", удерживающие на себе ребенка. И вдруг, вдруг. мама предала его. Взяла и "обменяла" на работу и этим "перекрыла кислород".
Адаптация в переводе с латинского языка – приспособление к определённым социальным условиям и подразумевает психическое здоровье личности в этих социальных условиях. Процесс адаптации начинается с того момента, когда меняются параметры окружающего мира и человеку необходимо приспособиться к ним.
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается процессами адаптации, так как ребёнок поступает в новую социальную среду – детский коллектив, его окружают незнакомые дети и взрослые, новая обстановка и предметы. Эти новые условия требуют таких форм поведения, которых у ребёнка ещё нет, что ведёт к эмоциональному напряжению в период адаптации. Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения в период адаптации.
Различают несколько степеней адаптации – лёгкая, средняя и тяжёлая.
Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведения; криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской и т. д. В период адаптации «замещение» этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает стрессовые явления. Поэтому в первые дни нахождения ребенка в детском саду стараюсь «не замечать» то отрицательное, что успел усвоить ребенок.
В нашем дошкольном учреждении педагоги, психолог, медицинский персонал общими усилиями, но при индивидуальных контактах выясняют, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольного учреждения, в связи с чем они возникли. Дальнейшая работа с родителями ребенка – новичка направлена на то, чтобы по возможности снять их тревоги и волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших руках, о нём проявит заботу весь коллектив сотрудников – от повара до заведующей, но главными людьми для него станут воспитатели.
Многие вопросы родителей снимаются, а тревоги развеиваются, после знакомства с детским садом, с обстановкой групповой комнаты, с режимом дня, с содержанием и организацией питания, рассказываем об образовательной деятельности с детьми, развлечениях, играх которые проводятся с детьми данного возраста. Группу стараюсь оформить так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки.
Расспрашиваю родителей о ребенке, его привычках, особенностях сна, как ребенка зовут ласково дома, какие книги ему читают, в какие игры с ним играют, есть ли у него любимые игрушки.
Родителей очень располагает, искренний интерес к ребенку. А расположенность и зародившаяся симпатия родителей к нам, воспитателям, передадутся и ребенку, что облегчит его адаптацию к новым условиям дошкольного учреждения и воспитания.
Первые рекомендации и советы, которые даю семье, касаются необходимости приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. Важно упорядочить часы сна, приема питания, бодрствования, развивать и поощрять детскую самостоятельность при проведении режимных процедур (одевание, умывание т. д.). Врач и медицинская сестра консультируют родителей о питании в детском саду, об особенностях приготовления некоторых блюд. В домашних условиях рекомендуют приготовить то или иное блюдо, чтобы приучать ребенка к его вкусу.
Совместно с родителями вырабатываем щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в ДОУ. В первые дни приводить ребенка на несколько часов, завтраком кормить дома, чтобы новая пища и непривычные условия её принятия не стали психотравмирующим фактором. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Рекомендуем родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не, только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами. С прогулки ребенка уводят домой. С каждым днем время пребывания ребенка в детском саду увеличивается, доведя его до обеда.
По мнению психологов, у ребенка период адаптации длится не более 2 месяцев. Для сглаживания адаптационного периода педагог-психолог совместно с воспитателями использует в своей работе специальные коммуникативные игры, отслеживает поведение и настроение ребенка в специальных листах адаптации. Основная задача игр с детьми2-3 лет в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, чтобы ребенок увидел в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Для успешной адаптации взаимодействую с родителями, провожу родительские собрания, консультации на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», «Учим ребенка общаться!», анкетирование, опросы, советы. Оформила папку-передвижку, стенгазету «Мы совсем уже не плачем, всё у нас в порядке!». В работе, как с детьми, так и с родителями использую демократический стиль общения, на основе сотрудничества, а не на принципах сухого наставления.
Родителям на собрании выдаю специальные анкеты и опросники. Провожу консультации для родителей, составляются рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду.
Обычно при соблюдении этих несложных правил, адаптация проходит спокойно, ребенок на втором месяце уже привыкает к помещению дошкольного образовательного учреждения, который ему предстоит посещать на протяжении еще 4-5 лет.
Закончить свою работу я хочу словами В. А. Сухомлинского: «… твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.