Лучший педагог года

Программа для развития коммуникативных навыков дошкольников «Мастерская общения»

Ольга Козлова
Программа для развития коммуникативных навыков дошкольников «Мастерская общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность организации работы секции

Родители часто обращаются к специалистам с похожими ситуациями: ребенок невнимателен, стеснителен, тревожен, агрессивен, он быстро утомляется, боится засыпать в темной комнате. Конечно, может быть, самому ребенку не хватает навыков усидчивости, самоконтроля, умения концентрировать внимание в любых условиях. Но есть еще и другая причина детской застенчивости и тревожности - отсутствие гармоничных отношений между ребятами в группе. Если у детей нет дружбы и доверия, а есть только конфликты, отвержение, то все внутренние ресурсы ребят, обычно, тратятся только на выяснения отношений, ссоры и переживания. Вместо того чтобы усваивать материал занятий, ребята занимаются доказыванием друг другу своей правоты, силы и значимости в группе. Быть успешным в такой сложной негативной эмоционально напряженной обстановке просто невозможно. В подобных случаях группа делится на несколько подгрупп, ребята из которых иногда совсем не общаются друг с другом, не здороваются и не называют друг друга по имени.

Публикация «Программа для развития коммуникативных навыков дошкольников „Мастерская общения“» размещена в разделах

Причин подобных ситуаций может быть несколько. Но самая серьё зная из них: педагоги и родители вовремя не помогли ребятам сдружиться, пропустили моменты и причины начала конфликтов, не сразу обратили внимание на недостаток коммуникативных навыков кого-то из ребят. Возможно, выделяя конкретных детей, на других обращалось слишком мало внимания, поэтому они решили привлекать внимание к себе самыми негативными способами. Также могут быть нерешенные семейные проблемы кого-то из ребят, которые мешают им адекватно общаться в среде детей. Ведь нет таких детей, которые не проявили бы себя в какой-то области своего развития. У некоторых могут быть успехи в спорте, а кто-то рисует потрясающие картины, другие - вышивают крестиком, третьи - чудесно танцуют, а четвертые имеют дома телескоп и знают наизусть все планеты. Нужно только предоставить ребятам возможность рассказать о себе. Возможно, тогда каждый найдет себе друга по интересам.

Цель и задачи секционной работы

Цель программы : Помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи программы :

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

3. Формирование адекватной самооценки.

4. Развитие социальных эмоций.

5. Снижение агрессивности.

Состав участников секции

Для определения состава участников секции «Мастерская общения» необходимо проведение психодиагностической работы с использованием методик Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М. «Изучение уровня неблагополучия детей дошкольного возраста», графической методики «Кактус» М. Пафиловой, на начальном и завершающем этапе. По результатам психодиагностической работы, возможно формирование групп детей от 10 до 12 человек для проведения коррекционно-развивающих занятий по данной тематике.

Сроки секционной работы

В течение учебного года формируются две группы детей. Работа секции рассчитана на 8 недель (2 занятия в неделю). Продолжительность занятия – 25 минут. Наполняемость группы – 10-12 детей в возрасте от 4 до 7 лет.

В сентябре и апреле запланирована психодиагностическая работа. С сентября по октябрь проводятся коррекционно-развивающие занятия в первой группе детей. Затем апрель-май во второй группе детей.

Место проведения: Кабинет педагога-психолога, прогулочные веранды ДОУ.

Значимые для разработки и реализации секционной работы характеристики

Исследователи полагают, что при выборе коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность, которая обусловливает выбор и построение методов. Поэтому при работе, с дошкольниками, большое распространение получили методы коррекции, в основе которых лежит игра, различные варианты игротерапии, сказкотерапии и арттерапии. В работе секции мы будем использовать следующие методы: детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.

В основном дети умеют замечательно общаться со взрослыми, а вот с ровесниками совершенно не знают о чем говорить, начинают хвастаться или стесняться. Также социально разноплановое общество, телевидение и бесконтрольное использование Интернета оказывают негативное влияние на формирование гармоничной детской личности. Дети растут не владеющими своими эмоциями, с абсолютно «размытыми» границами поведения (то, что одному ребенку не позволяется в семье, другому разрешается, не умеющими и не желающими адекватно общаться. Программа «Мастерская общения» позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения детей, управлением собственными эмоциями, корректным их выражением и пониманием их у других ребят, самопознанием и самопринятием.

Планируемые результаты

В результате посещения секции «Мастерская общения» мы планируем, что у детей снизится тревожность, повысится уверенность в себе, улучшатся детско-родительские отношения. Дети научатся распознавать и передавать своё эмоциональное состояние. Обучатся навыкам саморегуляции, для управления отрицательными эмоциями, а также навыкам самоконтроля в общении.

Учебно-тематический план.

№ п/п Тема занятия Форма контроля Кол-во часов

1. Занятие 1.

1. Знакомство.

2. Выработка ритуала приветствия и правил группы.

3. Упражнение «Импульс»

4. Упражнение «Ласковое имя»

5. Игра «Свободный стул»

6. Игра «Угадай, кого не стало»

7. Игра «Узнай по голосу»

8. Рефлексия.

2. Занятие 2.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Пересядьте те, кто.»

3. Игра «Связующая нить»

4. Упражнение «Автопортрет»

5. Игра «Возьми и передай»

6. Рефлексия.

3. Занятие 3.

1. Приветствие

2. Игра – разминка «Домашние животные»

3. Беседа на тему: “Я и другие”

4. Игра «Совушка - сова»

5. Игра – сказка “Дождь в лесу”

6. Рефлексия.

4. Занятие 4.

1. Приветствие

2. Английскую народную песенку в переводе С. Маршака про котят

3. Этюд «Солнечный зайчик»

4 Перекличка.

5. Упражнение «Тренируем эмоции»

6. Активное фантазирование «Куст роз».

7. Рисование. Обсуждение. Выставка.

8. Рефлексия

5. Занятие 5.

1. Приветствие

2. Упражнение «Карлики и великаны»

3. Упражнение «Пересядьте те, кто.»

4. Игра «На что похоже настроение?»

5. Игра «Настроение и походка»

6. Упражнение «Рисунок настроения»

7. Игра «Цвет эмоций»

8. Упражнение «Сундук того, что меня огорчает» (визуализация)

9. Рефлексия.

6. Занятие 6.

1. Приветствие

2. Упражнение «Пересядьте те, кто.»

3. Упражнение «Чувства».

4. Схема «Как сказать о своем чувстве»

5. «Ларец счастья» (визуализация)

6. Коммуникативная игра «Путанка»

7. Рефлексия.

7. Занятие 7.

1. Приветствие

2. Упражнение «Где живут эмоции»

3. Упражнения на взаимодействие «Комплименты»

4. Упражнение «У кого предмет?»

5. Коммуникативная игра «Зеркало».

6. Рефлексия.

8. Занятие 8.

1. Приветствие

2. Миниконкурс «Назови и покажи»

3. Игра «Скучно, скучно так сидеть»

4. Игра «Дракон кусает свой хвост»

5. Комплекс «Волшебный сон»

6. Упражнения на взаимодействие «Комплименты»

7. Рефлексия

9. Занятие 9.

1. Приветствие

2. Сочинение «Общей истории»

3. Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории»

4. Игра «Иголка и нитка»

5. Рефлексия

10. Занятие 10.

1. Приветствие

2. Упражнения на взаимодействие. «Карлики и великаны»

3. Упражнение «Пересядьте те, кто.»

4. Игра «Тропинка»

5. Рисование «Волшебный лес»

6. Упражнение «Танец»

7. Рефлексия

11. Занятие 11.

1. Приветствие

2. Игра “Я - лев”

3. Игра «Сказочная шкатулка»

4. Игра «Волшебное колечко»

5. Игра «Принц и принцесса»

6. Рисование на тему «Волшебные зеркала»

7. Рефлексия

12. Занятие 12.

1. Приветствие

2. Этюд «Злодей»

3. Игра «Хитрая лиса»

4. Игра «Комплименты»

5. Рефлексия

13. Занятие 13.

1. Приветствие

2. Игра «Взаимоотношения»

3. Этюд «Солидарность»

4. Игра «Передай по кругу»

5. Упражнение «Волшебники»

6. Этюд «Цветок»

7. Рефлексия

14. Занятие 14.

1. Приветствие

2. Игра «Встреча сказочных героев»

3. Игра «Мальчик (девочка) - наоборот»

4. Этюд «Солнце в ладошке»

5. Игра «Клеевой дождик»

6. Рефлексия

15. Занятие 15.

1. Приветствие

2. Игра «Чудесные вещи»

3. Игра «Вредные советы»

4. Упражнение «Что это?»

5. Упражнение «За что меня ругают».

6. Рефлексия

16. Занятие 15.

1. Приветствие

2. Визуализация «Какой ты друг»

3. Этюд «Встреча с другом»

4. Этюд «Два друга»

5. Рисунок «Мои друзья»

6. Игра «Окажи внимание другому»

7. Рефлексия

Список литературы

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Баженова О. В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. -М. :Владос,2014.

3. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников. -СПб. :Речь;М. : Сфера,2008.

4. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте. М. ;Воронеж, 1998

5. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения. 2-е изд. ,доп. и перераб. -СПб. :Издательство «Речь», 2002.

6. Клюева Н. В. Учим детей общению. -Ярославль:Академия развития,1997.

7. Крюкова С. В. «Здравствуйте, я сам!» Тренинговая программа работы с детьми 5-6 лет. -М. :Генезис,2007.

8. ПогосоваН. Тренинг по сказкотерапии. -СПб. : Речь, 2005

9. Уханова А. В. Развитие эмоций и навыков общения у детей. -СПБ. :Речь;М. :Сфера,2011.

10. Хузеева Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. -М. :Владос,2014.

Приложение 1

Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова)

Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Цель: методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста и подростков.

Процедура проведения. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

• пространственное положение

• размер рисунка

• характеристики линий

• сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для

данной методики:

• характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т. д.)

• характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

• характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Какие у кактуса есть соседи?

6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки?

Протокол проведения и анализ теста «Кактус»

Ф. И. ребёнка___, возраст___, группа___дата провед___

Краткая обработка графической информации. Вывод

1. Пространственное положение, размер рисунка

рисунок в центре нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний

крупный рисунок (чем крупнее - тем более выражено) эгоцентризм, стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном

маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено) неуверенность в себе, зависимость

рисунок расположен вверху (чем сильнее - тем более выражено) высокий уровень самооценки

сдвиг влево (чем сильнее -тем более выражено) интровертированность

сдвиг вправо (чем сильнее - тем более выражено) экстравертированность

2. Характеристики линий и силы нажима на карандаш

сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено) склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения

форма кактуса простая нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону

форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено) Демонстративность и наигранность характера

расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность

использование темных цветов в варианте с цветными карандашами тревожность

изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами оптимизм

наличие мягких линий и форм женственность, мягкость

тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный настрой, открытость

3. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т. д.)

изображение дикорастущего, пустынного, и окультуренного кактуса отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное

наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности

кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

наличие на рисунке других кактусов или цветов экстравертированность

на рисунке изображен только один кактус интровертированность

4. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

отрывистые линии, сильный нажим. импульсивность

наличие украшений, цветов женственность, мягкость

наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. демонстративность, открытость

5. Характеристика иголок (размер, расположение, количество)

наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше - тем более выражено) высокая степень агрессивности, враждебности

Умеренное количество и длина иголок определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности

6. Наличие «деток» на кактусе

«детки» на кактусе (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах) внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи

7. Отношение к заданию

интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования

наличие мягких линий и форм, украшений, цветов женственность, мягкость

8. Присутствие дополнительных элементов

надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т. д.

Публикации по теме:

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для развития коммуникативных навыков дошкольников «Мастерская общения»
Опубликовано: 30 марта 2022 в 09:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа для развития коммуникативных навыков дошкольников «Мастерская общения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД