МААМ-картинки

Коммуникативный круг по формированию навыков взаимодействия мальчиков и девочек

Елена Машицина
Коммуникативный круг по формированию навыков взаимодействия мальчиков и девочек
▼ Скачать + Заказать документы

Коммуникативный круг

по формированию навыков взаимодействия полов (мальчиков и девочек).

Первичная половая социализация, т. е. обучение ребёнка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенности в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков - смелость, твёрдость, решительность, т. е. предпосылки будущих женственности и мужественности.

Публикация «Коммуникативный круг по формированию навыков взаимодействия мальчиков и девочек» размещена в разделах

Основные принципы деятельности по формированию навыков общения полов.

1. Принцип перспективной инициативы: разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, развитие навыков общения полов направлено на подготовку ребёнка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.

2. Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, чтобы передавать детям соответствующие установки и сведения. (Этот принцип называют также принципом иммунизации против нежелательных влияний).

3. Принцип непрерывности (преемственности) : процесс формирования навыков общения полов должен быть непрерывным, последовательным и преемственным, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа.

4. Принцип понятности, ясности и правдивости: правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребёнка, его мировосприятию.

5. Принцип чистоты: сведения о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.

6. Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость формирования взаимоотношений полов, целей, средств, методов и содержания в зависимости от возраста детей.

7. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер, как части системы воспитания, социализации и просвещения.

Цель: формирование первичных представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Основные задачи:

обучение детей пониманию себя и умению “быть в мире с собой”;

развитие чувства понимания и потребности в общении со сверстником противоположного пола;

формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения;

развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения со сверстником противоположного пола; формирование доверия к собеседнику;

выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию полов в процессе общения;

коррекция нежелательных черт характера и поведения мальчиков и девочек;

* формирование понятия о нормах дружеских отношений между мальчиками и девочками;

* знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Работа по развитию навыков общения полов эффективна при следующих условиях:

• использование технологии “круг общения”;

работа в парах: мальчик и девочка.

Методы и приё мы :

- развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.);

- упражнения;

- этюды;

- импровизации;

- наблюдения, прогулки;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- свободное и тематическое рисование;

- чтение художественных произведений;

- рассказ воспитателя и рассказы детей;

- сочинение историй;

- беседы;

- мини конкурсы, игры-соревнования и др.

Круг 1.

Приветствие.

Взрослый, повернувшись к рядом сидящему ребёнку берё т его за руку и произносит: “Здравствуй”. Далее дети поочерёдно берут друг друга за руки, одновременно здороваясь и руки не размыкают. Затем стоя хором произносят: “Доброго утра всем нам и хорошего настроения на целый день”.

1. “Назови себя”.

Цель: знакомство друг с другом, создание положительных эмоций.

Каждый участник по очереди называет себя по имени. Можно называть фамилию, отчество или как тебя называют родители.

2. “Представься с помощью куклы”.

Цель: снятие напряжения и неуверенности, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал: две куклы разного пола или перчаточные куклы.

Ребёнку предлагают, держа в руках куклу своего пола, представиться и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в неё играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чём ты мечтаешь? и т. д. Затем кукла передаётся ребёнку следующему по кругу нужного пола (мальчику -куклу мальчика).

Выход.

Ведущий предлагает по очереди называть себя (кто ты - мальчик или девочка) и выходить из круга.

Круг 2.

Приветствие.

Взрослый поворачивается к рядом сидящему ребёнку, улыбается ему, пожимает ему руку и просит передать улыбку и рукопожатие следующему. Затем все хором произносят: “Доброе утро, у нас сегодня будет замечательный день”.

1.”Снежный ком”.

Цель: установление контакта, создание положительных эмоций; способствует запоминанию имён друг друга.

Первый участник называет своё имя. Следующий повторяет его, затем называет своё. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по именам всю группу.

2. “Собери пиктограмму”.

Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям, развитие эмпатии.

Каждому ребёнку даётся пиктограмма определённого эмоционального состояния, разрезанная пополам. Задача участников - как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму, т. е. найти свою половинку.

Выход.

Ведущий предлагает назвать эмоциональное состояние, которое собрали на пиктограмме, изобразить это состояние с помощью мимики и пантомимики обоим участникам. После этого паре предлагается выйти из круга.

Круг 3.

Приветствие.

Дети, повернувшись друг к другу хлопают обеими руками по ладошкам (дай пять, говорят: “Привет, (имя!”.

1. “Ласковое имя”.

Цель: упражнение позволяет запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Ведущий предлагает вспомнить: “Как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя”.

2. “Разноцветный букет”

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все “букетики” объединяются в один большой “букет” и устраивают хоровод цветов.

Выход.

Детям предлагается взять под стульчиком картинку с изображением ребёнка. У ведущего два конверта с изображением лиц мальчика и девочки. Сначала выходят те, у кого изображения девочек и кладут их в нужный конверт. Следом выходят те, у кого изображения мальчиков.

Круг 4.

Приветствие.

Взрослый, повернувшись к рядом сидящему ребёнку, кладёт свою руку на его руку, говорит: “Здравствуй, я рада тебя видеть”.

1. “Давайте поздороваемся”.

Цель: развитие воображения, создание психологически непринуждённой атмосферы.

В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

2. “Переходы”.

Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

* Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: “У всех у вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами, так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, был тот, у кого самые тёмные волосы, рядом с ним - у кого они потемнее, а крайним справа, на этом стуле, был тот, у кого самые тёмные волосы. Начали. ” Взрослый помогает детям, подходит к каждому, прикасается к волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

* Задание то же, что и в предыдущем варианте, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

3. “Солнечный зайчик”.

Цель: воспитание дружелюбного отношения детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.

Детям предлагают с помощью зеркала “поймать” “солнечного зайчика”. Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал “зайчика”, предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда “зайчик” возвращается к воспитателю, он обращает внимание детей на то, что за это время “зайчик” вырос и уже не умещается в ладонях. “Зайчика” выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

Выход.

Выходит тот, к кому на ладошку сядет “солнечный зайчик”.

Круг 5.

Приветствие.

Взрослый поворачивается к ребёнку, кивает головой, произносит “Привет!”, улыбается.

1. “Катаем мяч”.

Цель: развитие чувства общности и принадлежности к группе.

Детям предлагается встать, держась за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу.

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы - большая лента.

Можем мы большими быть (подняли руки вверх,

Можем маленькими быть (руки вниз,

Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

А теперь сядьте на пол, так же по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Он крепко держит мяч обеими руками и ждёт, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: “Марк в нашей группе!” После этого Марк катит мяч кому-то другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит своё имя. (Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить).

2. “Опиши друга”.

Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.

Упражнение выполняется в парах (мальчик с девочкой) одновременно всеми участниками. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают причёску, одежду и лицо своего партнёра. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

Выход.

Ведущий называет цвет, выходят те, у кого во внешности присутствует этот цвет.

Круг 6.

Приветствие.

Хором повторяют за взрослым:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Поочерёдно дети сцепляются мизинцами, говорят: “Привет!”

1. “Сижу, сижу на камушке”.

Цель: развитие эмпатии, умение выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Ещё приголубит?

После этих слов желающий может подойти и погладить сидящего в круге по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его “голубит” следующий желающий.

2. “Одно большое животное”.

Цель: снятие психомышечного напряжения, учить детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.

Ведущий тихим голосом говорит: “Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох - два шага назад. Вдох - два шага вперёд. Выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое сердце. Стук - шаг вперёд, стук - шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе”.

Выход.

Детям предлагается взять под стульчиком пиктограмму и изобразить “смешинку или злючку” по очереди, выходит тот у кого дети отгадают, какую эмоцию он изобразил.

Круг 7.

Приветствие.

Дети хором произносят: В детский садик мы пришли,

Сделали зарядку.

Взрослый говорит: А теперь вы дружно все

Рассчитайтесь по порядку. (Дети рассчитываются по порядку).

Затем все берутся за руки, произносят: “Доброе утро, будем здоровы!”

1. “Хорошо, плохо”.

Цель: способствовать развитию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Взрослый читает детям сказку, рассказ, историю. Детям заранее выдаются круги, обозначающие плохой поступок - синий, хороший поступок - жёлтый. Во время чтения произведения дети оценивают поступки героев.

2.“Пирамида любви”.

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.

Взрослый предлагает построить пирамиду любви из рук. “Я называю что-то любимое и кладу свою руку, затем каждый из вас называет то, что он любит и кладёт поверх моей, свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и быть любимыми”.

Выход.

Выходят из круга по очереди, освобождая руку в пирамиде сверху, называю любимую игрушку.

Круг 8.

Приветствие.

Взрослый передаёт рядом сидящему ребёнку игрушку “Кузю”, здороваясь с ним: “Здравствуй Кузя”. Игрушку передают по кругу и каждый с ней здоровается. Когда игрушка возвращается к взрослому, хором все произносят: ”Хорошего всем дня”.

1. “Менялки игрушек”.

Цель: учить детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача угадать, кто с кем поменялся игрушками.

2. “Справа, справа от меня есть одно местечко”.

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия.

Дети встают в круг, оставляя рядом с ребёнком, справа, свободное место. Этот ребёнок поё т: “Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтоб. (игрок называет имя одного из участников, стоящих в кругу) встал, со мною рядом постоял”. Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым свободное место, называет другого участника и т. д.

Выход.

Выходят первыми те, кто имеет старшую сестру, затем у кого есть младший брат, младшая сестра, старший брат, затем дочки и сыночки.

Круг 9.

Приветствие.

Взрослый здоровается и ласково называет ребёнка, он здоровается и называет ласково соседа и т. д.

1. “Да и нет не говори”.

Цель: развитие воображения, эмоционально-волевых процессов.

Водящий, передавая предмет (мяч, задаёт вопрос. В ответах не должно быть слова: да, нет, черный, белый. Если ребёнок затрудняется ему могут помочь, рядом сидящие. Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра.

2. “Пожалуйста”.

Цель: закрепление употребления вежливых слов.

Взрослый показывает разные движения, а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он добавит слово “пожалуйста”. Кто ошибётся садится на стульчик.

Выход.

Выходят по очереди, назвав вежливое слово. Можно усложнить: произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, извинения (извините, простите, сожалею, прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Круг 10.

Приветствие.

Дети, по сигналу ведущего, здороваются с соседом. Здороваться надо определё нным образом: один хлопок - здороваемся за руку, два хлопка - здороваемся плечиками, три хлопка - здороваемся спинками. Для полноты тактильных ощущений вводится запрет на разговоры.

1. “Горячая картошка”.

Цель: игра позволяет прочувствовать и понять, что иногда, неудача бывает неизбежна, и что с ней надо уметь справиться. Одновременно игра показывает, как легко помочь тому, кто в беде.

Дети садятся на пол. Для игры используется резиновый муляж картофеля. “У меня картофелина, но она особенная. Вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать её друг другу очень, очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то можем обжечь пальцы. Что тогда? Ещё у нас в игре есть стоп-часы. Ими будет один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени, когда захочет, кричит “Стоп!”. Если мы услышали “Стоп!”, картошку передавать нельзя, она остаётся у кого-то в руках, и он “обжигается”. Ай! Это же настоящая беда! Но, к счастью, мы можем утешить своего товарища. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают из стороны в сторону, пока ребё нок с картофелиной не скажет: “Дальше”. И снова быстро-быстро передаём картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не прокричат “Стоп!”

Круг 11.

Приветствие.

Взрослый поворачивается к рядом стоящему ребёнку, берё т его ладони в свои и говорит: “Доброе утро!”. Далее по кругу аналогично.

1. “Кто быстрее”.

Цель: развивает зрительное внимание, контроль над двигательными реакциями.

Дети играют в парах, поворачиваются друг к другу лицом и вытягивают правую руку перед собой. Один ребёнок должен попытаться дотронуться до руки сидящего напротив. Задача второго игрока - успеть вовремя отдёрнуть кисть. Если первому удаётся дотронуться до руки соперника, то второй ребёнок встаёт за стульчик. Выигрывает тот, кто оказался более внимательным и ловким. Можно продолжать игру до тех пор, пока не останется один - самый ловкий и внимательный.

2. “Кто что носит?”

Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Ведущий говорит детям, что нуждается в их помощи - необходимо разобраться, что надеть куклам Маше и Коле.

Ребятам предлагаются фигурки мальчика и девочки, различные предметы и одежду. Дети должны распределить по принадлежности мальчику, девочке, либо им обоим. Иногда взрослый сознательно допускает ошибки, например, мальчику предлагает завязать бант, вызывая смех у детей. Дети вместе с педагогом “одевают” кукол.

Выход.

Взрослый предлагает взять под стульчиком карточки. На них изображены различные предметы или игрушки. Дети должны по очереди правильно распределить предметы для мальчика (положить ему) и для девочки : девочке - скакалку, мальчику - удочку, гимнастические кольца и др. Выходят по очереди, правильно положив карточку.

Круг 12.

Приветствие.

Взрослый предлагает обнять друг друга по очереди, так как будто долго не виделись друг друга. Сказать: “Я так рад тебя видеть!”

1.”Плавает, летает, рычит. ”

Цель: развивает зрительное и слуховое внимание, умение действовать по правилу, произвольность поведения.

Взрослый объясняет и показывает, как можно изобразить то или иное движение: рыба плавает, птица летает, зверь рычит.

Затем ведущий показывает картинку, и дети самостоятельно имитируют движения или действия, характерные для рыбы, птицы или зверя. Упражнение выполняют сразу все участники. В момент смены картинки взрослый ударяет в бубен.

2. Чтение рассказа: “Дружба”, беседа.

Дружба.

Летом подружились белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на небольшую полянку и там угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик - морковку, капусту.

Но вот прошло лето, наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели.

Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его, потому, что зайчик был не серый, а белый.

А зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал её.

Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая.

- Неужели я никогда не увижу своего рыженького друга? - с грустью думал зайчик.

А белочка сидела в своём дупле и вспоминала, как они с сереньким зайчишкой встречались на полянке. Хорошо иметь друга! Да ещё такого доброго, как зайчик.

Вопросы: Как вы думаете, почему они не узнали друг друга? Хорошие они были друзья? Почему вы так думаете? Скучно им было друг без друга? Когда они вновь будут узнавать друг друга?

3. Этюд “На лесной полянке”.

Цель: развитие эмоций, чувств детей.

Взрослый читает стихотворение:

На полянке собрались

Лисы, белки, звери.

Песни, пляски завели

У зелёной ели.

Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке и поводить хоровод.

Выход.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверёк и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверёк прикасался к руке (по представлению ребёнка) - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Тот, кто угадывает предмет, выходит из круга.

Литература:

1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 160 с.

2. Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство. //Дошкольное воспитание. - 1998.

3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 256 с.

Публикации по теме:

Личностно ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек «Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка и воспитывать и даже любить их нужно по-разному». Дошкольное.

Опыт работы по формированию социально-коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста Опыт работы воспитателя по формированию социально–коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста. Пояснительная записка. Основные.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье» Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье». От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные.

Конспект ООД в старшей группе «Страна мальчиков и девочек» Конспект ООД в старшей группе «Страна мальчиков и девочек» Основная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция: социально.

«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек». Конспект режимного момента «Формирование гигиенических навыков» в старшей группе Конспект режимного момента «Формирование гигиенических навыков» в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (старший.

Консультация для родителей «О трудовом воспитании мальчиков и девочек в семье» Всем известно, труд способствует полноценному воспитанию ребенка в семье. К признанию исключительной важности роли труда в формировании.

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Цель: повышение педагогической и психологической.

Методическая разработка «Клубный час. Интересы мальчиков и девочек» Тематический клубный час "Интересы мальчиков и девочек" Участники: Дети старших групп, воспитатели всех возрастных групп, специалисты..

План-конспект занятия «Мир мальчиков и девочек» для детей 5–7 лет План – конспект занятия «Мир мальчиков и девочек» Цели: создать условия, способствующие возникновению позитивного отношения к своей половой.

Родительское собрание на тему: «Родителям о воспитании девочек и мальчиков» Родительское собрание на тему: «Родителям о воспитании девочек и мальчиков» Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативный круг по формированию навыков взаимодействия мальчиков и девочек
Опубликовано: 10 мая 2019 в 16:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативный круг по формированию навыков взаимодействия мальчиков и девочек» (включая файлы) размещена пользователем Елена Машицина (УИ 349515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД