Наталья Величко
Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста
Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.
Эти сведения вселяют оптимизм: если коммуникативная способность оказывается врожденной, то в случаях, когда ребенку трудно самому развернуть коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о ее развитии, которая, по сути, является «родовым» человеческим свойством.
Публикация «Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я», что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.
Играя с малышами в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Так развиваются средства невербальной коммуникации : мимика, пантомимика, жестикуляция.
Игры создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Так же данные игры развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Они учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи, воспитывают доверительные отношения друг к другу, развивают невербальное воображение, образное мышление.
Представляю вам игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения.
«Прощай, усталость»
Чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.
Содержание: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их к коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны…По сигналу взрослого надо тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхни свою усталость, чтоб ни капли не осталось, повтори ещё»
«Бабушка Маланья"
В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями.
Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой ( движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чё м говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы).
Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).
На неё глядели и делали вот так. (повторяют за «Маланьей» любое смешное движение).
Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Игры, направленные на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.
«Король»
Подготовка: Ведущий спрашивает: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королём? Какие преимущества получает король? А какие неприятности? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королём. Не навсегда, конечно, а только на время игры.»
Содержание: Один из детей становится королём, остальные становятся слугами и должны делать всё, что приказывает король. Король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть детей, но он может позволить себе многое, например, чтобы его носили на руках, кланялись, подавали питьё и т. д.
Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.
«Маленькие привидения»
Содержание: Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем взрослый хлопает в ладоши.
Игра на развитие навыков волевой регуляции.
«Стой-замри!»
Содержание: Дети прыгают в такт музыки ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому- то из участников не удалось, то он выбывает из игры. Играют пока не останется лишь один участник.
Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояния игроков
«Зеркала»
Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы зеркала, другая разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.
После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.
Игра направленная на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.
«Звериный хор»
Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.
«Радиоприемник»
Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников- цвет волос, глаз. Рост. Одежду.) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.
«Шустрые цифры»
Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит : «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.
Игра для создания положительного настроя и доброжелательное отношение друг к другу.
«Колпачки»
Содержание: Ведущий раздаёт участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (по желанию) и при этом говорить: «Здравствуйте», отвечать при приёме колпачка «Мне очень приятно», руками колпачки трогать запрещается.
Игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.
«Радисты» (5 лет)
Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.
«Солнышко»
Содержание: Взрослый поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!». Это помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.
«Комплименты»
Содержание: Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают предмет (сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».