Папки-передвижки

Коммуникативные игры для дошкольников

Кутырева Юлия
Коммуникативные игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Игра «Похлопаем, потопаем»

Воспитатель произносит четверостишие, дети выполняют соответствующие движения:

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе засмеемся.

Затем воспитатель предлагает кому-либо из детей выполнить то или иное действие: «Катюша, покружись!»,

«Алеша, попрыгай!». В дальнейшем задания детям дают их ровесники.

Этюд «Здравствуй, носик!»

Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении; оптимизация взаимоотношений в группе.

Публикация «Коммуникативные игры для дошкольников» размещена в разделах

Описание. Данное упражнение целесообразно проводить в начале игрового комплекса по укреплению психологического здоровья. Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им поздороваться друг с другом различными частями тела, лица: носиками, щечками, ушками, локтями, коленками и др. Дети сами могут предлагать, какими частями тела поздороваться друг с другом. Каждый ребенок здоровается с двумя ближайшими соседями — слева и справа

Игра «Кто у нас хороший?»

Дети выбирают одного ребенка, который встает в середину круга, и приговаривают:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка (Коленька) хороший.

Ванечка пригожий.

Ванечка, подойди,

Мое имя назови!

Ребенок подходит к кому-либо из детей, называет его по имени. Тот, чье имя он назовет, становится в центр круга. Игра повторяется.

Если в центре круга девочка, в стихотворении читаются прилагательные женского рода («Кто у нас хорошая?»).

Игра «Маша»

Дети выбирают «Машу», завязывают ей глаза, ставят в середину круга и приговаривают:

Маша, Маша, ты утеха наша!

Ручки из золота, ножки из долота,

Волосы кудрявые, а глаза лукавые.

«Маша» хватает кого-нибудь из круга и должна отгадать, кто это. Тот, чье имя она отгадает, становится «Машей». Игра повторяется

Игра «Кувшинчик»

Воспитатель или один из участников игры мячом («кувшинчиком») ударяет о землю и проговаривает:

Я кувшинчик уронил

И об пол его разбил.

Раз, два, три,

Его, Ваня, лови!

Водящий сильно ударяет мячом о землю, а ребенок, имя которого было названо, ловит его. Игра повторяется.

Игра «Свое имя повтори»

Дети хором проговаривают текст:

Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть: Раз, два, три — Свое имя повтори!

Ведущий (или воспитатель) показывает на какого-либо ребенка, а тот быстро называет свое имя.

Игра «Погремушки»

Дети стоят перед воспитателем, который держит в руках коробку с погремушками и говорит:

Все скорей ко мне бегите,

Погремушки получите!

Воспитатель быстро раздает детям погремушки. (Можно положить погремушки на гимнастическую скамейку. дети возьмут их сами.)

Погремушки дети взяли.

С ними быстро зашагали!

Воспитатель идет впереди, помахивая оставшимися погремушками, декламирует:

Стали бегать и скакать,

Погремушками играть!

Дети бегают, звеня погремушками. Воспитатель продолжает:

Надо в круг теперь всем встать,

Погремушки показать!

Дети встают в круг. Когда они успокоятся, взрослый присоединяется к ним, потом поднимает погремушки со словами:

Погремушки поднимать,

А потом их опускать.

Поднимать и опускать!

Поднимать и опускать!

Дети поднимают и опускают погремушки. Затем воспитатель приседает и постукивает ручками погремушек об пол со словами:

Стали дети приседать,

Погремушками стучать.

Стук — и прямо!

Стук — и прямо!

Стук, стук, стук!

И встали все.

Дети приседают, стучат об пол погремушками, встают, повторяют эти движения дважды: на слова «стук, стук, стук» быстро трижды стучат об пол погремушками, затем поднимаются.

Воспитатель разрывает круг и переходит к бегу:

А теперь мы все бежим,

Погремушками гремим.

Дети бегут за воспитателем, размахивая погремушками. Переходя на спокойную ходьбу, воспитатель говорит:

Тихо, тихо все пойдем,

Погремушки уберем!

Дети проходят мимо поставленной на их пути коробки и кладут туда свои погремушки. (Коробок может быть несколько, чтобы дети скорее сложили игрушки.)

Если игра проводится не первый раз, воспитатель может не показывать всех движений: дети будут выполнять их самостоятельно, ориентируясь только на его слова.

Беседа «Мои друзья»

Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают; развитие стремления к взаимодействию.

Описание. Детям заранее предлагается узнать об увлечениях их лучшего друга, подобрать фрагменты своих коллекций (марок, открыток, фишек).

На первом этапе беседы детей просят вспомнить и описать, как они впервые встретились с другом. Затем дети переходят к столу, на котором размещены собранные коллекции, рассматривают их и пытаются угадать, чьи это работы. Рассказывают с помощью педагога о ребенке, его характере, поведении. Затем сам ребенок рассказывает о том, как он стал коллекционером, что нового узнал, почему ему интересно этим заниматься. Если дети захотят приобщиться к такому увлекательному занятию, можно создать свой клуб по интересам.

Игра «Фотографии друзей»

Цель: развитие способности к познанию другого; формирование позитивного отношения к сверстникам, умения выражать свои чувства, отношения в речи.

Описание. На столе разложены фотографии детей группы. Ребенку предлагается взять 2—3 из них и объяснить, почему он выбрал их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

Игра «Комплименты»

Цель: обогащение речи детей средствами художественной выразительности; развитие стремления к приоритету позитивных оценок сверстников.

Описание. Детям предлагается игра, в которой каждый услышит от сверстников самые лучшие слова о своей внешности, характере, поведении. Ребенок садится в центре круга на красивый стульчик. Дети по очереди говорят комплименты. Важно высказывать благодарность за каждый из них. Затем дети обмениваются мнениями о том, как приятно им было слушать комплименты сверстников.

Игра «Волшебные руки»

Цель: оптимизация взаимоотношений в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Описание. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: "Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!" Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»

Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Например: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло. А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками камень, я его согреваю.»

Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше: отдавать или принимать человеческое тепло?

Для организации более тесного телесного контакта целесообразно исполнять роль камня одновременно двоим-троим детям. Желательно участие в игре и взрослых.

Игра «Зеркальце»

Цель: развитие способности видеть себя глазами сверстников; формирование критичности самооценки.

Описание. Дети разделяются на пары. Один их них выступает в роли зеркальца. Другой говорит:

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи: какой (какая) я?

Затем дети меняются местами. Воспитатель усложняет задание тем, что «зеркальце» видит не только «хорошинки», но и «плохинки», учит детей разумно на них реагировать. Эта игра может быть рекомендована и для детей с родителями, так как поможет последним увидеть себя глазами ребенка и откорректировать свои родительские позиции.

Игра «Магазин зеркал»

Цель: развитие способности понимать невербальные средства общения.

Описание. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети — это зеркала. Ребенок показывает разные движения, чувства (страх, удивление, грусть, гнев, а все дети должны их повторить.

Игра «Магазин подарков»

Цель: развитие эмпатии.

Описание. Ребенок представляет, что он попал в магазин подарков. Ему предлагают выбрать подарки всем, кому он захочет, и рассказать, какой кому подарок он сделает и почему. Следует помочь детям выбирать подарки, ориентируясь не только на свое желание, но и на ожидания тех, кому подарки предназначены.

Этюд «Моя ладонь»

Цель: стимуляция самопознания, формирование представления о своей индивидуальности, неповторимости, принятие себя посредством контакта с собственным телом.

Описание. В игре принимают участие несколько человек: устраиваются удобно на ковре, включают магнитофон с приятной музыкой.

Детям говорят: «Есть такое выражение "знать как свои пять пальцев". Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев! Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую ладошку. Рассмотрите линии, которые на ней есть. Найдите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца, А теперь попробуйте проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! (Тем ребятам, кому трудно выполнять это задание, помогает ведущий или игрок, сидящий рядом.) Теперь найдите на своей ладошке самую короткую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это несколько раз. Получилось? Молодцы! А теперь то же, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией, исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ладошках. Пройдитесь пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами.

Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины. Это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. А теперь сможете ли вы найти их с закрытыми глазами?

Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их имена? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длинный? Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У вас на листе получился контур вашей ладони. Чего нет на нем?

Конечно же, вы правы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапинок. Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Кто-то из детей сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо срисовывать со своей руки, а кому-то будет нужна и помощь воспитателя. Если ребенок не может держать в руке карандаш, то можно рисовать на песке.)

Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом — вашей ладонью! Похоже! Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь!»

Сравните полученные рисунки, изучая индивидуальность каждой руки. Обсудите игру, задавая вопросы о том, что было трудно, что ребята узнали о себе и своей руке интересного и нового, на что раньше не обращали внимание, а теперь увидели.

Игра «Кто я?»

Цель: развитие представлений о своем «Я» как о целостной системе, о своей роли в семье, группе сверстников, обществе; осознание своей ценности и формирование позитивной самооценки.

Описание. Ребенку предлагается ситуация, когда он очутился в другой галактике. Его окружили инопланетяне и с интересом рассматривают, хотят узнать: «Кто ты?» Ребенок должен ответить как можно полнее (педагог ставит условие — не менее 5 ответов, которые помогут инопланетянам принять его как друга).

Рисование: «Автопортрет»

Цель: развитие внимания к своему внешнему облику, интереса к самопознанию, принятие себя.

Описание. Педагог напоминает детям, как Незнайка хотел стать художником, но обидел своих друзей неудачными портретами и стишками. Затем говорит: «Поэтому давайте сами нарисуем свои портреты и расскажем им о себе». Дети рисуют, могут смотреться в зеркальце. Затем рассказывают о себе, о том, что не нарисовано.

Музыкальная игра «Танец в парах»

Цель: развитие эмпатии (ориентации на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе.

Описание. Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу (некоторым детям он помогает образовать пары). Важно, чтобы между парами было достаточное для танцев расстояние, чтобы пары распреде-лились равномерно по всей площади ковра (свободного пространства игровой комнаты). Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги (листы должны быть у всех одного и того же размера и плотности, обычно используется бумага формата А4 максимально возможной плотности).

Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка (желательно плавная, например вальс, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других. Затем можно

предложить детям поменяться парами и продолжить игру.

Чтение и моделирование по книге Э. Успенского

«Дядя Федор, пес и кот»

Цель: развитие способности осознавать противоречия в желаниях и потребностях людей, стремления находить оптимальные пути разрешения конфликтов, способности к эмоциональному и рациональному предвосхищению развития межличностных отношений.

Игровое моделирование:

а) первый ребенок — «дядя Федор», второй — «мама».

Каждый говорит о своих желаниях и демонстрирует нежелание пойти на уступку. Как можно решить проблему по-другому? Обсуждение идей детей.

б) игровое моделирование конструктивных идей решения проблемы.

Игра «Прикосновение»

Цель: снятие состояния закрытости детей от контактов, стимулирование интереса к сверстнику.

Описание. Дети произвольно располагаются на ковре. Ведущий говорит: «Прикоснись к синему (красному., к коленке (уху, спине.)». Педагог просит ребят быть внимательными и осторожными при игре.

Этюд «Капитаны»

Цель: развитие позитивного лидерства через выразительные телодвижения.

Описание. Ребенок представляет себя капитаном. Он стоит на мостике, смотрит вперед. Педагог описывает ситуацию: вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер, мостик качается. Но капитан не боится бури, он чувствует себя сильным, смелым, ловким, уверенным и доведет свой корабль до порта.

Дети оценивают сверстника. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам бинокль.

Игра «Два ослика»

Цель: развитие навыков сотрудничества, уважения другого, находчивости.

Описание. Два ребенка должны перейти на противоположные «берега горной реки». Показывается картина про осликов, которые упали с мостика, так как не уступили друг другу дорогу, не сумели обсудить сложную ситуацию и договориться, не придумали правильного оригинального решения, как уладить проблему — каждому перейти на свой берег, не столкнув другого, вежливо расстаться и стать друзьями.

Дети пробуют разные варианты, придуманные ими самими, оценивают их, ориентируясь на правила взаимного интереса и справедливости. Подводится итог, совместно определяются наилучшие конструктивные способы решения сложной ситуации; они демонстрируются для детей всей группы (подгруппы).

Утверждение своего «Я»

Цель: формирование позитивной самооценки, уверенности в себе, умения сотрудничать.

Описание. Педагог, используя сказку «Три поросенка», рассуждает с детьми о том, что излишняя самоуверенность и нежелание сотрудничать чуть было не привели к гибели Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа, Детям предлагается вспомнить примеры из своего опыта, наблюдения.

Дети подводят итог: «Я с уважением отношусь к сверстникам, прислушиваюсь к их желаниям; я укрепляю свои силы, развиваю свой ум, учусь как можно больше уметь; я верю в себя и своих друзей». Игра «Автобус»

Цель: преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей посредством стимулирования тактильного контакта; активизация интереса друг к другу, желания узнать друг о друге как можно больше; оптимизация взаимоотношений в группе.

Описание. Дети рассаживаются на стульях в круг. Воспитатель говорит: «Представьте, что все мы едем в автобусе. Какой звук он издает? (Дети имитируют.) Но одному пассажиру не хватило кресла в салоне, и он едет стоя. (Выбирается «пассажир», который будет стоять; выбор можно сделать по считалке.) Вдруг перед светофором автобус резко тормозит, и тот, кто едет стоя, падает на колени к кому-то из пассажиров. (Воспитатель пред-варительно раскручивает ребенка и слегка подталкивает к кому-либо из детей.) "Упавший" пытается отгадать, к кому же он попал». Чтобы ребенку пришлось подумать, воспитатель заранее завязывает ему глаза, как будто в салоне погас свет, а тот, к кому он попадет на колени, должен сказать: «Би-би!» (просигналить, как автобус, постаравшись изменить свой голос так, чтобы его было нелегко узнать. «Упавшему» разрешается потрогать волосы, лицо, одежду того, к кому он упал, чтобы определить, у кого на коленях он сидит. Если верно называет его имя, то садится на место этого участника игры, который в свою очередь становится в центр круга. Ему завязывают глаза, он «едет стоя», и игра продолжается в той же последовательности. Если «упавший пассажир» не смог узнать того, к кому попал на колени (можно предложить три попытки, то он вновь «едет стоя», и игра продолжается.

Обычно дети хотят побывать в роли «упавшего». Поэтому можно проводить игру и по другому правилу: если «упавший» не смог узнать того, к кому попал на колени, на следующем круге игры на его роль выбирается ребенок по считалке (причем те, кто уже побывал в этой роли, повторно не избираются). Важно активизировать застенчивых, неуверенных в себе детей (на этапе узнавания можно им немного помочь, дав какую-либо подсказку).

Публикации по теме:

Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей»Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей» Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей» 1. Коммуникативная песня-игра «Здравствуй,.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конспект занятия для учащихся 9–11 классов «Коммуникативные способности» Конспект занятия для учащихся 9-11 классаТема «Коммуникативные способности»Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС»Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников «Радио»Задачи: развивать умение обращать внимание на индивидуальные особенностями сверстников Воспитатель берёт в руки микрофон (это может.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные игры для дошкольников
Опубликовано: 14 января 2024 в 16:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные игры для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кутырева Юлия (УИ 53032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД